Древняя Греция > Художники
Художники Древней Греции
В V веке до н. э. впервые в истории мировой культуры в творчестве греческих
деятелей искусства, преодолевших условность и схематизм, проявились черты реализма.
К сожалению, большая часть произведений этого периода не сохранилась до нашего
времени; мастерство художников можно представить лишь по описаниям или восстановленным
рисункам на керамических сосудах. Многие произведения раннего реализма были
скопированы в последующие эпохи или воспроизведены на монетах. Однако архитектурные
памятники той поры полностью утрачены: от зданий остались только фундаменты.
Произведения великого греческого художника Полигнота (род.
в середине V века до н. э.) повторили печальную судьбу многих шедевров. Фрески,
выполненные рукой древнего мастера, некогда украшали «Пестрый портик» в Афинах.
Хотя ни одна из них не сохранилась, творчество Полигнота можно представить по
работам его учеников. Художник первым создавал сложные композиции на ограниченной
поверхности глиняных сосудов.
Своеобразный прием мастера, впоследствии названный краснофигурной живописью,
предусматривал изображение светлых фигур на ярком красно-коричневом фоне. Многие
современные художники, занимающиеся вазовой живописью, воссоздают драматичные
мифологические сюжеты, используя способ великого грека. В произведениях наиболее
известных скульпторов середины V века до н. э. прослеживается четкая тенденция
ухода от статичного воспроизведения человеческой фигуры.
Создавая образ «Дискобола», скульптор Мирон запечатлел момент
движения атлета, бросающего диск. Пластическая композиция «Афина и Марсий» отличалась
точным отображением психологического состояния каждого героя.
Новаторские разработки Мирона получили дальнейшее развитие в произведениях
ваятелей Аполлодора из Афин, Зевксиса из южноиталийской Гераклеи, Паррасия из
Эфеса.
Эти художники, создавая динамичные человеческие образы, разработали линейную
и воздушную перспективу, светотеневую моделировку, использовали более яркий
и насыщенный колорит. Наиболее ярким представителем нового направления в изобразительном искусстве
был известный афинский ваятель Пракситель (род. в середине
IV века до н. э.). До нашего времени дошла только одна работа скульптора — «Гермес
с младенцем Дионисом». Непринужденно опирающийся на ствол дерева бог дразнит
ребенка, не отдавая ему большую кисть винограда.
Статуи Скопаса, современника Праксителя, так же совершенны
в художественном плане, но здесь образы наполнены движением и чувством. Отрицание
старых традиций прослеживается в фигурах из ансамбля храма Афины Алей в городе
Тегей. В отличие от мертвой мимики статуй прошлого периода, выражение лиц скульптурных
героев Скопаса радует зрителя жизненной силой и эмоциональностью.
Соотечественник Скопаса и Праксителя, известный скульптор Лисипп,
продолжил и развил новаторские методы старших мастеров.
Расцвет творчества Лисиппа пришелся на время царствования Александра Македонского.
Наиболее известное его произведение называется «Апоксиомен»; здесь мастер изобразил
гимнаста, очищающего тело скребком. В работах Лисипла наиболее четко прослеживается
реализм греческой скульптуры, которой авторы IV века до и. э. часто пытались
придаватЬ бытовой характер. Наших современников, видевших бюст Александра, поражает
виртуозное мастерство древнего автора, наполнившего безжизненный материал силой
духа великого полководца.
|