Древняя Греция > Аттика
Аттика
Земли Аттики были, по сравнению с Лаконикой, менее пригодны для земледелия.
Здесь имелось немного плодородных долин с незначительной площадью земель.
С VI века до н. э., когда хлеб в Аттику стал ввозиться извне, в самой стране
получило распространение оливководство и виноградарство. В Аттике находились
месторождения полезных ископаемых: серебра, мрамора и другого строительного
камня, не было недостатка в глине. Морское побережье имело, в отличие Лаконики,
удобные для мореплавания гавани.
Управление в Афинах осуществлялось
советом из девяти старейшин - архонтов. Они избирались каждый год из числа эвпатридов
и по истечении срока полномочий входили в ареопаг - еще один орган власти родовой
аристократии.
С VII века до н. э. в Аттике стал набирать силу демос, вступивший в борьбу
за политическое влияние с родовой аристократией. Свою борьбу вели и метеки -
пришлое население Афин. Они были лично свободными, но не имели политических
прав. Целью метеков было добиться равноправия с коренными афинянами.
Эвпатриды были ослаблены тем, что одни аристократические роды разорялись,
другие включались в торговлю и мореплавание и становились тем самым в своих
интересах близки к демосу. В итоге родовой строй рухнул, освободив место новым
отношениям в обществе.
Первая победа демоса выразилась в записи обычаев, передававшихся ранее в устной
форме. Такая запись была осуществлена примерно в 621 году до н. э. законодателем
Драконом. Жестокие кары, предусмотренные этими законами за посягательства на
частную собственность, дали повод впоследствии называть всякое суровое законодательство
"драконовыми законами".
Гораздо более существенные изменения в обществе произошли в 594 году до н.
э., когда были проведены реформы Солона. В ходе этих реформ были отменены поземельные
долги, тяжким бременем лежащие на земледельцах. Этот процесс назывался сейсахтейя
("стряхивание бремени"). Камни, стоявшие на землях должников, были сброшены,
что освобождало земледельцев от долга.
Солон отменил долговую кабалу, и всем афинянам, проданным за долги, была возвращена свобода. В числе прочих была проведена тимократическая (цензовая) реформа. Граждане Афин
разделялись на четыре разряда в зависимости от
получаемого ими годового дохода. Два первых
разряда афинских граждан были наделены всей
полнотой прав, но они же должны были нести
обязанности, связанные с расходами. Пентакосиомедимны осуществляли литургии - организовывали общественные праздники, строили за свой
счет военные суда. Всадники должны были служить в коннице.
Третий и четвертый разряды были ограничены
в правах. Так, зевгеты не могли быть избраны
архонтами, но избирались в новый орган власти,
введенный реформами, - "совет четырехсот".
Феты вообще не могли быть избранными,
но имели право избирать. Зевгеты служили в тяжеловооруженной пехоте, феты выступали легковооруженными. Все воины
ополчения вооружались за свой счет.
"Совет четырехсот", появившийся в результате реформ Солона, действовал наряду с ареопагом, но был более демократичным учреждением, так как туда избирались представители трех категорий
граждан. Этот орган власти был сформирован на основе
существовавшего с древности разделения общества на
4 филы - от каждой из них избиралось по сто человек.
Самым демократичным из институтов, созданных Солоном,
была гелиэя - народный суд, в котором принимали участие
все четыре категории афинян.
После осуществления реформ Солона политическая борьба
в государстве разгорелась вновь. В конфликте принимали
участие три основные силы: педиэи (жители равнин, где были
самые плодородные земли) - сторонники аристократического
правления; диакрии (жители гор; их земли были гораздо
хуже) - приверженцы демократической формы правления;
паралии (обитатели прибрежной полосы, занимавшиеся торговлей и ремеслом) придерживались умеренных взглядов.
Поддерживаемый диакриями Писистрат в 560 году до н. э. совершил переворот,
захватив афинский Акрополь. Удержать власть ему удалось только с третьего раза
- дважды он оттеснялся из Афин своими противниками.
Закрепившись у власти, тиран стал проводить политику,
направленную против аристократии и поддерживающую земледельцев. Земледельческий культ Диониса был объявлен
общегосударственным. Земледельцам выдавались ссуды на
выгодных условиях, они получали землю, конфискованную
Писистратом у своих политических противников.
Во время тирании Писистрата Афины стали процветающим городом. Активно развивалась
торговля, афиняне основывали колонии на берегах Черного моря.
В это время в большинстве хозяйств был осуществлен переход от выращивания зерновых
культур к садоводству, в основном к виноградарству и разведению олив.
При Писистрате в Афинах были возведены новые храмы,
установлены статуи. В это время были записаны поэмы
Гомера. При дворе тирана были собраны лучшие поэты,
музыканты и т. д.
Писистрат умер в 527 году до н. э. У власти оказались
его сыновья Гиппий и Гиппарх. В это время в Афинах началось движение против тирании. В 514 году до н. э. Гиппарх
пал жертвой заговора, в 510 году до н. э. противники тира
нии при помощи спартанцев изгнали его брата.
Попытки аристократии в этой ситуации прибрать к рукам
власть не увенчались успехом. Восставший демос сверг вновь
образованный аристократический «совет трехсот». Последовавшие затем нападения халкидян, беотийцев и спартанцев
были успешно отражены.
После победы восставших Клисфен, возглавивший афинский демос, провел ряд реформ, направленных на окончательное устранение политического влияния родовой аристократии. Территория Аттики и кварталы Афин были поделены
на тридцать административных единиц — триттий. Три триттии, находящиеся в разных частях государства, объединялись
в филу, число фил тем самым увеличилось до десяти. Новые филы уже не имели отношения к родоплеменному делению и образовывались только
по территориальному признаку. Они подразделялись на демы, самые мелкие административные единицы, обладающие некоторым самоуправлением.
«Совет четырехсот» был в ходе реформ заменен «советом пятисот», в который
избиралось по 50 человек от каждой филы. Новый орган власти подготавливал дела
к рассмотрению народным собранием, исполнял принятые на таком собрании решения,
занимался текущими вопросами. Клисфеном Ваза с головой грифона был введен еще
один орган власти — коллегия стратегов, избиравшихся по одному от каждой филы.
Изначально стратеги выполняли военные функции, однако впоследствии к ним перешла
исполнительная власть в государстве. Чтобы обезопасить введенный порядок от
всяких на него покушений, была придумана оригинальная процедура, названная остракизмом
(«черепкование»). Она представляла собой тайное голосование, при котором каждый
писал на черепке имя того, кого он считал самым опасным для существующего строя.
Набравший при этом более 6 тысяч голосов изгонялся на 10 лет без конфискации
имущества.
Реформы Клисфена поставили точку в длившейся более
века борьбе демоса и родовой аристократии в Афинах.
|