Древняя Греция > Загробный мир
Загробный мир Древней Греции
Принадлежности и предметы одежды, сопровождающие умерших в их последнем путешествии,
а также изображения на погребальных вазах проливают свет на представления древних
греков о загробной жизни и ритуалы погребения.
Древние греки не верили в загробную жизнь или какое-либо спасение. Важнее было
сохранить память об умерших. Их представляли идеальными образцами для подражания,
и их могилы регулярно посещали. Как в этих ритуалах, так и в приношениях проявляются
общественные ожидания и личные надежды на то, что близкие будут помнить их надолго.
Особенно красивые свидетельства представлений о загробной жизни древних греков
относятся к классическим Афинам 5-го века до нашей эры. Достойное захоронение
было необходимым условием для того, чтобы мёртвые обрели покой.
Когда тело человека умирает, бессмертная душа (психея) отделяется от него,
Гермес психопомпос (проводник душ) ведёт её в подземный мир и, наконец, Харон
переправляет душу через реку подземного мира. Если же тело не было похоронено
в соответствии с обрядами, Харон отказывался переправлять её, и душа начинала
преследовать живых.
Хотя похороны и поминки играли важную роль и в то время, - особенно в рамках
семьи, - они были гораздо более публичными, чем сегодня. Родственники сначала
ухаживали за умершими дома (протезирование). Тело покойно умащали маслом, надевали
красивую одежду и прощались всей семьёй и с друзьями.
На третий день после смерти греки перенесли тело в некрополь (экфора). Там
происходили настоящие похороны; практиковались как погребение, так и кремация,
каждое из которых могло быть выполнено с разной степенью сложности.
Лекифы
Погребальный инвентарь в Греции (в отличие от Египта) не предназначался для
загробной жизни, и лишь небольшая часть гробниц была им снабжена. В начале и
середине 5 века до н.э. примерно каждая десятая гробница Аттики была снабжена
специальными сосудами - лекифами с белой основой. Это флаконы с маслом, в которых
хранилось ароматическое масло, необходимое для помазания, погребения и возлияний.
Гладкая форма и полихромная роспись на белом фоне появились уже в конце 6 в.
Современным археологам они известны с 19 века.
Поэтому изображения того времени имеют отношение к погребению: души умерших
отправляются в подземный мир или предстают перед своими родственниками у могилы.
Регулярное посещение кладбища было частью обязательного поминовения усопших:
к могиле возлагали венки или сосуды или украшали её бинтами. Как и сегодня,
такие преходящие дары свидетельствуют о том, что недавно поминали усопших.
На лекифах обычно изображены два стоящих человека, но они, кажется, почти
не замечают друг друга. В них можно узнать живых и умерших: их сферы встречаются
у могилы, однако граница между мирами не может быть преодолена. Оба человека
близки друг другу по образу и подобию, и все же смерть разлучает их. Трогательны
сцены матерей, тщетно протягивающих руки к своим детям.
В остальном люди у могилы характеризуются только в общих чертах: умерших воспринимали
не столько как отдельных людей, сколько как представителей и членов семьи. Лекифы
начала 5-го века изображают идеальных женщин, занимающихся обработкой шерсти,
или молодых мужчин-спортсменов. В XIII веке молодые воины сидели или стояли
в кругу своей семьи - в это время Афины жители терпели лишения от Пелопоннесской
войны (431-404 гг. до н.э.).
Изображения идеализируют роли умерших и тех, кто потерял близких. Следовательно,
это не индивидуальные семейные фотографии: например, в могилах женщин можно
найти надписи, на которых изображены умершие мужчины, и наоборот. Хотя погребальные
принадлежности редко изготавливались индивидуально для отдельного умершего,
многие из них до сих пор являются впечатляющими свидетельствами глубокой скорби.
Смерть незамужних, по-видимому, была особенно трудной судьбой. Свадьба имела
большое значение как для мужчин, так и для женщин: согласно аттическому гражданскому
праву, только состоящие в браке аттические граждане могли производить законное
потомство и имели право наследования. После свадьбы они были становились полноправными
гражданами городского сообщества полиса. Поэтому свадьба сопровождалась многочисленными
ритуалами: омовением невесты водой из лутрофора (сосуда особой формы с удлинённым
горлышком) и свадебным шествием к дому мужа. Если свадьба не состоялась в жизни,
то об этом рассказывают погребальные принадлежности. Например, в могилах женщин
можно найти терракотовых кукол, которые обычно использовались в святилищах.
Таким образом, она может намекать на роль умершей служительницы культа. Например,
на найденной в одной из гробниц терракотовой кукле изображена молодая женщина,
которая была похоронена, на одной из лекиф (сосудов) той же гробницы изображены двое мужчин.
Это ещё раз доказывает, что лекифы должны относиться не только к умершему, но
и, в идеале, ко всей семье. Шкатулки и стеклянные флаконы символизируют красоту
и богатство покойной и её семьи.
Среди лекифов выделяется ваза, на которой молодая и богато одетая женщина стоит
лицом к сидящему мужчине. Когда она опускает голову и поправляет диадему, мужчина
небрежным движением руки указывает ей путь. Оба кажутся потерянными и спокойными.
|