Древняя Греция > Миф о Дедале и Икаре
Миф о Дедале и Икаре
Много было в Афинах
известных художников, но немногие из них пользовались такой славой, как Дедал.
Изваянные им статуи казались совсем живыми, только что не говорили. Он возвел
немало великолепных храмов. Но не только это занимало мастера. Дедал постоянно
думал о том, как сделать жизнь людей приятней и богаче, как облегчить их труд.
Его размышления и искусные руки давали хорошие плоды. Много различных приспособлений
связывают с именем Дедала. Рассказывают, что он изобрел такие инструменты, как
топор, уровень, бурав, придумал устанавливать реи на мачтах кораблей, а также
изготовил маленькие складные стулья, удобные для театральных зрителей, которым
приходилось проводить на праздничных представлениях помногу часов.
Однако Дедал очень ревностно относился к своей славе и тщательно хранил секреты
сделанных им изобретений и своего мастерства. Исключение он сделал только для
Пердикса, сына своей сестры, но скоро пожалел об этом. Всего двенадцать лет
было Пердиксу, но талантом и мастерством он превосходил многих взрослых. Из
всего умел извлечь пользу. Разглядывал, например, Пердикс рыбий позвоночник
и придумал, как изготовить по этому образцу нужный инструмент. Взял удлиненную
железную пластину, вырезал на ней ряд зубцов и получилась пила. Очень благодарны
ему были за это ремесленники. Побывав однажды в гончарной мастерской, Пердикс
придумал гончарный круг.
Дедалу радоваться бы успехам юного ученика, но нет. Боялся мастер, что ученик
превзойдет своего учителя. Еще больше угнетало Дедала то, что его сын Икар таких
дарований, как Пердикс, не обнаруживал. Тем временем Пердикс изобрел токарный
станок. Для ревнивого мастера это было уж слишком. Как-то вечером Дедал вышел
со своим учеником на улицу, пообещав ему показать всю красоту Афин. Для этого
поднялись они на Акрополь. Но Дедал не выполнил обещанного. Ревность к таланту
ученика переросла у него в зависть и злобу. Столкнул он ничего не подозревавшего
юношу вниз с холма. Наверняка разбился бы Пердикс, если бы не сжалилась над
ним Афина, богиня всех искусств и ремесел. Она покровительствовала его таланту
и не допустила, чтобы Пердикс погиб. Пока он падал, она успела превратить его
в куропатку. В названии этой птицы сохранилось имя мастера. Поэтому неудивительно,
что куропатки боятся высоких мест, не желая еще раз переживать падение. Они
не взлетают высоко в воздух и не вьют гнезда в кронах деревьев. Они летают низко
над землей или бегают по ней, а яйца кладут в зарослях.
Только совершив злой поступок, Дедал осознал, что натворил. Но было уже поздно.
Тем более что его преступление не осталось тайной. Чтобы избежать наказания,
Дедал решил бежать из Афин и вместе с сыном Икаром сел на корабль, который держал
путь на Крит, где царствовал Минос. Тот охотно принял Дедала, так как был наслышан
о его искусстве и изобретениях. С тех пор Дедал с сыном жили при его дворе.
Много замечательных творений Дедала стали украшением острова. До наших дней
дошла слава построенного им знаменитого дворца Лабиринта — столь запутанного,
что сам Дедал с трудом находил из него выход.
В Лабиринте Минос держал ужасное чудовище по имени Минотавр. Герой Тесей с помощью
прекрасной дочери царя Ариадны убил Минотавра и бежал с ней с Крита. Минос обвинил
Дедала в том, что тот знал обо всем и помогал беглецам. За это он заточил его
вместе с Икаром в Лабиринте.
Дедал прожил на Крите несколько лет.
Он постоянно мечтал вернуться на родину. Когда его и Икара заключили в Лабиринт,
тоска по родине стала еще сильнее. День и ночь он думал только о том, как бы
выбраться с острова. Это было нелегко. Все пути на суше и на море охранялись,
так что надежда на бегство была невелика. Но Дедал сумел преодолеть препятствия.
Он сказал стражам, что хочет изготовить для царя Миноса диковинную вещь, которой
еще не было на свете, и упросил их принести множество птичьих перьев, большое
количество воска и крепкие нити. Стражи поверили словам Дедала и доставили ему
все, о чем он просил.
Икар удивленно разглядывал перья и воск, не понимая, зачем это может понадобиться
отцу. Дедал наклонился к нему и тихо сказал: «Видишь ли, сынок, простым способом
нам отсюда не выбраться. Все входы и выходы охраняются. Остается единственный
путь — воздух. Небесную дорогу Минос не перекроет». Затем он надолго погрузился
в размышления. Старался вспомнить все, что он видел, наблюдая за полетом птиц.
Тщательно всматривался в устройство их крыльев. И вот он уже ясно представил
себе, как сотворит новое чудо, но не для того, чтобы ублажить царя, а чтобы
вернуться с сыном в дорогую его сердцу отчизну. Дедал принялся аккуратно складывать
перья в ряды, начиная с самых маленьких и кончая самыми большими, закреплять
их с помощью ниток. Потом залил все снизу воском. Когда крыло было готово, он
осторожно изогнул его, чтобы оно выглядело как настоящее. Икар стоял рядом с
отцом, но помощник он был плохой. Только смеялся, ловил перышки, которые взлетали
в воздух при малейшем дуновении ветра, или же, как свойственно детям, разминал
желтый воск и лепил из него кукол. Отец не обращал на это внимания.
Закончив работу и оглядев творение рук своих, мастер остался доволен. Он решил
сразу испытать его: надел крылья, прикрепив их сверху к рукам, сильно взмахнул
ими и плавно поднялся в воздух. «Все в порядке!» — обрадовался он и изготовил
точно такие же, но меньшего размера крылья для Икара. Когда примерял их сыну,
руки и голос его дрожали. Но он не хотел, чтобы мальчик почувствовал, как отец
боится за него, поэтому принял внешне спокойный вид и стал объяснять ему: «Будь
внимателен, сынок! Как поднимешься в воздух, старайся лететь не слишком низко.
Если замочишь крылья, они отяжелеют и ты можешь утонуть в море. Но и слишком
высоко не поднимайся! Жаркое солнце может растопить воск. Лети не слишком высоко
и не слишком низко и старайся быть поблизости от меня! Не заглядывайся на звезды,
все время смотри, где я! Делай так, как я сказал, и наш полет будет благополучным».
Дедал замолчал, не в силах больше сдерживать охватившие его волнение и тревогу.
На глаза навернулись слезы. И, тихо плача, дрожащими руками прижал к себе сына,
принялся целовать его и гладить.
Дедал дал сыну последние наставления перед полетом. После этого они, прячась
от стражи, поднялись на крышу дворца, забрались на самый ее верх, взмахнули
крыльями и поднялись в воздух. Дедал летел впереди, но все время оглядывался
назад, следил за тем, как выполняет Икар его указания. Это было похоже на то,
как заботливая мамаша-птица обучает летать своих едва оперившихся птенцов. Дедал
был доволен: Икар летел на небольшом расстоянии сзади и во всем следовал отцу.
Все же Дедал продолжал беспрестанно оглядываться, не спускал с сына глаз.
Замечавшие их полет рыбаки, пастухи, земледельцы, женщины и дети приходили в
изумление. Они были уверены, что Дедал и Икар — боги, ибо только боги могут
подниматься в небо и летать. Так миновали они Палое, Делос и другие острова
Эгейского моря. Икара переполняли гордость и радость от того, что он умеет летать.
Ему захотелось подняться еще выше, ближе к Солнцу и звездам. Не сумел он побороть
в себе это безрассудное желание, покинул отца и стал подниматься вверх, к Солнцу.
Ох, напрасно пренебрег он советами отца! Вблизи жаркого Солнца воск стал мягким,
начал таять, закапал на землю. Крылья разрушались, перья рассыпались. Икар вдруг
почувствовал, что машет голыми руками, что воздух уже не держит его и он падает
вниз. От страха он перестал дышать. Понял, что не долететь ему до Солнца. Падая,
он в отчаянии искал взором отца, взывал к нему о помощи. Через мгновение Икар
упал в море, и волны сомкнулись над ним. Так, в море нашел он свою смерть.
Но молчало море, не отзывалось на его стенания. Только опустившись ниже, заметил
Дедал на волнах перья из крыльев Икара. Несчастный мастер проклял свое изобретение
и свое искусство. С глубокой скорбью в сердце положил он в гроб тело мертвого
сына. Остров, где Дедал похоронил сына, с тех пор называется Икария, а море,
в котором утонул отважный мальчик,— Икарийским.
|