Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Философия Эпикура

Древняя Греция> Философия Эпикура

Философия Эпикура

323 году до нашей эры, со смертью Александра Великого, созданная им гигантская империя погрузилась в пучину кровавых гражданских войн. Военачальники Александра, растащив огромное государство на удельные куски, принялись выяснять отношения между собой с помощью огромных армий, сотен боевых слонов и изощренных военных машин. С таким трудом осуществленное македонским царем единение Запада и Востока рухнуло, действительность оказалась враждебной человеку, будущее отныне было непредсказуемо. Людей объяло чувство потерянности и ненадежности существования. Как выжить в беспрестанно меняющемся, опасном мире, где все и каждый брошены на произвол судьбы? Ответ на этот вопрос стал главным предметом поисков философской мысли. Одним из тех, кто попытался предложить свой ответ на «проклятый вопрос» тогдашней современности, и был Эпикур - афинянин, родившийся в 32 или 31 году до нашей эры на острове Самос в Эгейском море.

Философу довелось немало постранствовать по свету, прежде чем в 306 году он основал в Афинах свою школу, получившую назва-ние «Сад Эпикура». Школа действительно располагалась в саду, где, прогуливаясь по дорожкам, наставник излагал свои взгляды ученикам, стекавшимся сюда со всех краев Ойкумены. На момент смерти (271 или 270 год до нашей эры) Эпикур был одним из известнейшим учителей Эллады, и его учение еще многие века завоевывало все новых приверженцев среди греков и римлян. Впрочем, созданная им философия жизни не забыта до сего дня. Хотя, как это нередко бывает в истории, некоторая подмена понятий все-таки произошла.

Мы привыкли называть эпикурейцами людей, предающихся праздному ничёго-не-деланию, заботящихся лишь о получении все новых и новых наслаждений. Это и верно, и нет. Попробуем разобраться.

Вслед за Демокритом Эпикур утверждал, что окружающий нас мир (а также бесчисленное множество других миров) - это случайные комбинации вечных и неизменных атомов, которые в беспрестанном движении соединяются друг с другом, образуя различные комбинации, которые становятся и окружающими нас предметами, и формируют все живые существа - птиц, животных, людей, даже человеческие души. Распад этих комбинаций рано или поздно приводит к исчезновению всего сущего, к смерти тел и душ.

В пустых пространствах между мирами живут бессмертные и блаженные боги, свободные и от гнева, и от благоволения к смер-тным. Поглощенные полнотой бытия, самодостаточностью и своим совершенством, они не вмешиваются в мирскую жизнь.

Эпикур призывал своих последователей к познанию окружающего мира, которое, однако, не было для него самоцелью. Знание мира (такого, каким представлял себе его философ) открывает путь к освобождению от страхов, суеверий и, прежде всего, - от страха перед смертью. А это освобождение, в свою очередь, необходимо для познания счастья, заключающегося в удовлетворении желаний. Но далеко не всех. Люди несчастливы не потому, что испытывают желания вообще, а потому, что они обуреваемы желаниями третьего и отчасти второго порядка. Следует сознательно отказаться от них и довольствоваться разумным минимумом естественных и необходимых благ. «Голод - лучшая приправа к пище», - не уставал повторять философ. Удовлетворение простых жизненных потребностей и освобождение от душевного дискомфорта (атараксия) -это и есть, по Эпикуру, цель, к которой должен стремиться всякий разумный человек. Наслаждение, которое он получает, должно соизмерять с возможными последствиями: бутылка вина - это хорошо, а вот от второй наутро будет болеть голова и т.д.

Другими словами, счастье или несчастье не в вещах, а в нашем отношении к ним. Человеку следует использовать вещи себе во благо, но ни в коем случае не позволять им взять верх над его разумом и чувствами - в этом и заключается «искусство жизни» по Эпикуру. Ведь каждый - кузнец своего счастья, в мире нет ничего раз и навсегда предопределенного, все зависит лишь от нашего отношения к жизни. Научишься довольствоваться малым - будешь счастлив, нет — растратишь самого себя в погоне за пустыми и разжигающими все больший аппетит химерами наслаждений.

Минимум внимания уделял Эпикур политике и общественной жизни вообще. «Проживи незаметно!» - вот его призыв, обращенный к ученикам. Гражданской активности человека, высоко превозносимой в эпоху классической античности, Эпикур противопоставил внутреннюю активность цельной и самодостаточной личности; гражданскому обществу — дружескую компанию единомышленников, объединенных общностью интересов и довольствующихся новой книгой в библиотеке, полной бутылкой в погребе и свежим цветком в саду.