Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Буддизм

Древняя Индия > Буддизм

Буддизм в Древней Индии

В VI веке до н. э. в Индии возник буддизм, оказавший огромное влияние на формирование индийской религиозной философии. Основателем этой религии был Сиддхартха Гаутама, принадлежавший к царственному дому княжества Шакья, располагавшегося на севере Индии.

Согласно преданию, отец юного принца окружил сына любовью и заботой, поселив его в роскошном дворце, полностью изолировав от столкновений со страданиями мира. Но однажды во время охоты царевич увидел похоронную процессию и понял, что все люди смертны. Вскоре он встретил больного и осознал, что никто не застрахован от болезни, а затем увидел нищего и понял, что бедность может быть уделом каждого. Последним толчком, повлекшим за собой изменение в мировоззрении юного Сиддхартхи, послужила буддизм.) понял, что единственная дорога к постижению сути страданий и избавления от них — путь самоуглубления и раз мышления. После того как Сиддхартха Гаутама пришел к та кому выводу, он навсегда покинул дворец и шесть лет прожил в лесу, доведя себя до полного изнеможения. Однажды, находясь в полуобморочном состоянии, он заснул под деревом, и во время сна ему открылись великие истины. Сиддхар тха Гаутама стал «просветленным»— Буддой.

При создании своего учения Сиддхартха Гаутама использовал брахманистскую традицию:  принцип перерождения (сансара), идею воздаяний (карма), идею праведного пути (дхарма).

Согласно буддизму, жизнь во всех проявлениях есть выражение различных комбинаций, или «потоков», нематериальных частиц — дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире — людей, животных, растений, объектов неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а создают новую комбинацию. Новое сочетание осуществляется в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения человека в предшествующей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни, может быть прервана. Остановить сансару и есть та цель, к которой должен стремиться каждый человек. Прекратить перерождения, вызывающие страдания, добиться состояния покоя, блаженства, «слияния с Буддой» является главным постулатом буддизма. Конечная цель верующего состоит в том чтобы избавиться от привязанности к своему «я», вступить в состояние сверхбытия и достигнуть нирваны (погашения, покоя). В результате происходит прекращение волнения дхарм, создания их новых сочетаний, человек выходит из круговорота бытия. Но нирвана не есть смерть, а является как бы промежуточным состоянием между новым сочетанием дхарм.

Будда, хотя и заимствовал ряд важных положений из брахманизма, в то же время противопоставил свое учение деление всех людей по кастовому признаку.

В буддизме был заложен один из первых принципов, характерный для всех мировых религий, — обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения.

Благодаря тому, что новая религия не предусматривала деление людей на касты, она приобрела в Индии много последователей. В правление царя Ашоки из династии Маурья (273—232 годы до н. э.) буддизм достиг своего расцвета и фактически превратился в государственную религию.

В I веке н. э. буддизм разделился на два направления хинаяну — «Малую Колесницу» — и махаяну— «Большую Колесницу». Приверженцы первого направления считали, что достигшие просветления относятся безучастно к живым существам, страдающим в мире. Последователи махаяны, в противовес этим пассивным небесным существам, выдвинули учение об активных буддах, которые достигли совершенства для того, чтобы вступить в нирвану, но не делали последнего шага ради спасения человечества.

Впоследствии буддизм был в основном вытеснен с территории Индии другими конфессиями, а центры этой религии переместились в другие страны.