Древняя Индия > Буддизм
Буддизм в Древней Индии
В VI веке до н. э. в Индии возник буддизм, оказавший огромное влияние на формирование
индийской религиозной философии. Основателем этой религии был Сиддхартха Гаутама,
принадлежавший к царственному дому княжества Шакья, располагавшегося на севере
Индии.
Согласно преданию, отец юного принца окружил сына любовью и заботой, поселив
его в роскошном дворце, полностью изолировав от столкновений со страданиями
мира. Но однажды во время охоты царевич увидел похоронную процессию и понял,
что все люди смертны. Вскоре он встретил больного и осознал, что никто не застрахован
от болезни, а затем увидел нищего и понял, что бедность может быть уделом каждого.
Последним толчком, повлекшим за собой изменение в мировоззрении юного Сиддхартхи,
послужила буддизм.) понял, что единственная дорога к постижению сути страданий
и избавления от них — путь самоуглубления и раз мышления. После того как Сиддхартха
Гаутама пришел к та кому выводу, он навсегда покинул дворец и шесть лет прожил
в лесу, доведя себя до полного изнеможения. Однажды, находясь в полуобморочном
состоянии, он заснул под деревом, и во время сна ему открылись великие истины.
Сиддхар тха Гаутама стал «просветленным»— Буддой.
При создании своего учения Сиддхартха Гаутама использовал брахманистскую традицию:
принцип перерождения (сансара), идею воздаяний (карма), идею праведного пути
(дхарма).
Согласно буддизму, жизнь во всех проявлениях есть выражение различных комбинаций,
или «потоков», нематериальных частиц — дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие
всего существующего в этом мире — людей, животных, растений, объектов неорганической
природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы
не исчезают бесследно, а создают новую комбинацию. Новое сочетание осуществляется
в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения человека
в предшествующей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо
жизни, может быть прервана. Остановить сансару и есть та цель, к которой должен
стремиться каждый человек. Прекратить перерождения, вызывающие страдания, добиться
состояния покоя, блаженства, «слияния с Буддой» является главным постулатом
буддизма. Конечная цель верующего состоит в том чтобы избавиться от привязанности
к своему «я», вступить в состояние сверхбытия и достигнуть нирваны (погашения,
покоя). В результате происходит прекращение волнения дхарм, создания их новых
сочетаний, человек выходит из круговорота бытия. Но нирвана не есть смерть,
а является как бы промежуточным состоянием между новым сочетанием дхарм.
Будда, хотя и заимствовал ряд важных положений из брахманизма, в то же время
противопоставил свое учение деление всех людей по кастовому признаку.
В буддизме был заложен один из первых принципов, характерный для всех мировых
религий, — обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического
и социального происхождения.
Благодаря тому, что новая религия не предусматривала деление людей на касты,
она приобрела в Индии много последователей. В правление царя Ашоки из династии
Маурья (273—232 годы до н. э.) буддизм достиг своего расцвета и фактически превратился
в государственную религию.
В I веке н. э. буддизм разделился на два направления хинаяну — «Малую Колесницу»
— и махаяну— «Большую Колесницу». Приверженцы первого направления считали, что
достигшие просветления относятся безучастно к живым существам, страдающим в
мире. Последователи махаяны, в противовес этим пассивным небесным существам,
выдвинули учение об активных буддах, которые достигли совершенства для того,
чтобы вступить в нирвану, но не делали последнего шага ради спасения человечества.
Впоследствии буддизм был в основном вытеснен с территории Индии другими конфессиями,
а центры этой религии переместились в другие страны.
|