Древняя Индия > Структура общества
в Древней Индии
Структура общества в Древней Индии
В поздневедийский период население Древней Индии составляли в основном деревенские
жители. Достоверных сведений о том, каким образом избирался грамани,
глава деревни, не имеется. Вероятно, его выбирали члены общины либо эта должность
передавалась по наследству. Собрания мужчин-односельчан, называвшиеся «сабха»,
проходили в отдельных помещениях, где запрещалось появляться рабам, женщинам
и жителям других деревень. Существовали такие понятия, как «человек, который
может участвовать в сабхе» и «речь, достойная сабхи».
С возникновением более совершенных орудий труда и развитием производства пахотными
землями стали владеть отдельные руководители племени, что способствовало возникновению
общественного неравенства. Захваченных пленников и обедневших представителей
родовой общины обращали в рабов (даса). Первоначально слово
«даса» обозначало «враг, иноземец». Дети рабов рождались рабами, если только
они не были детьми рабовладельца. К I тысячелетию до н. э. на севере страны
было образовано множество небольших государств и племен, постоянно враждовавших
между собой. Войны велись как в пешем строю (рядовые воины), так и на колесницах
(представители знати). Раджа, избранный общественным собранием племени, являлся
военным вождем.
С возникновением общественного неравенства раджа постепенно
подчинял себе органы власти, в том числе и главу общины. В дальнейшем должность
раджи перестала быть выборной и стала передаваться по наследству. К этому периоду
относится появление клана жрецов.
К концу II тысячелетия до н. э. в Индии сложилась целостная государственная
система с армией, судом и правительством. Высшими руководителями являлись жрецы,
казначеи, сборщики налогов, астрологи и военачальники. Эти должности могли занимать
только представители знати. Раджу, олицетворявшего государство, называли «владыкой
мира». За мужественность и физическую силу его нередко сравнивали с быком. Равноправные
общины стали делиться на варны — общественные группы, занимавшие различное общественное
положение и обладавшие неравными правами.
Привилегиями владели брахманы — сословия, состоявшие из жрецов,
и кшатрии — военная знать. Третью Варну, вайшьи, составляли свободные представители
общины, которые противостояли брахманам и кшатриям, представлявшим интересы
знати. Последние боролись друг с другом за усиление политического влияния.
Брахманы называли себя посредниками между богами и людьми. Только они имели
право обучать народ религиозным обрядам и ритуалам, знание которых считалось
их привилегией и усиливало власть над людьми.
Убийство брахмана являлось самым страшным грехом, искупить который могли только
представители власти. Брахман, в свою очередь, не мог быть подвержен телесному
наказанию и смертной казни. Кроме того, брахманы не платили податей.
Жрецы-брахманы при доме правителя назывались пурохите. Они
имели большое влияние на раджу, так как считалось, что совершаемые ими культовые
обряды охраняли правителя и служили залогом его успеха. Пурохите являлись доверенными
лицами раджи и даже его советниками.
Низшую варну представляли люди, не являвшиеся членами общины. Их называли
шудрами. Даже если шудры допускались в общину, они не могли
участвовать в общественном собрании, в культовых обрядах и в обсуждении государственных
дел. Шудры признавались «нечистыми», они не могли совершать жертвоприношения
и пить сому.
В отличие от хараппской культуры, ведический период в индийской семье характеризуется
наличием патриархата. В царских семьях было разрешено многоженство. Семьей ведийская
литература называет всех живущих в одном доме. Одна семья обычно включала несколько
поколений по мужской линии (вместе с женами), ведущих совместное хозяйство.
В брахманах сказано: «Если кто из членов семьи что-либо приобретет, это принадлежит
всей семье». Главу семьи называли пати, что означает «владыка, господин».
После смерти главы семьи наследство делилось только между сыновьями, причем
большая часть переходила к старшему сыну как продолжателю рода. Младшие сыновья
должны были подчиняться старшему наследнику, почитая его как отца. Женщины не
имели прав на семейное имущество, не могли участвовать в общественных собраниях.
Если дочь после замужества уходила в другую семью, она лишалась права на наследство.
|