Древняя Индия > Варны в Древней
Индии
Варны в Древней Индии
К концу II тысячелетия до н. э. в Индии сложилась целостная государственная
система с армией, судом и правительством. Высшими руководителями являлись жрецы,
казначеи, сборщики налогов, астрологи и военачальники. Эти должности могли занимать
только представители знати. Раджу, олицетворявшего государство, называли «владыкой
мира». За мужественность и физическую силу его нередко сравнивали с быком. Равноправные
общины стали делиться на варны — общественные группы, занимавшие различное общественное
положение и обладавшие неравными правами.
Привилегиями владели брахманы— сословия, состоявшие
из жрецов, и кшатрии — военная знать. Третью Варну, вайшьи, составляли свободные
представители общины, которые противостояли брахманам и кшатриям, представлявшим
интересы знати. Последние боролись друг с другом за усиление политического влияния.
Брахманы называли себя посредниками между богами и людьми. Только они имели
право обучать народ религиозным обрядам и ритуалам, знание которых считалось
их привилегией и усиливало власть над людьми.
Убийство брахмана являлось самым страшным грехом, искупить который могли только
представители власти. Брахман, в свою очередь, не мог быть подвержен телесному
наказанию и смертной казни. Кроме того, брахманы не платили податей.
Жрецы-брахманы при доме правителя назывались пурохите. Они имели большое
влияние на раджу, так как считалось, что совершаемые ими культовые обряды охраняли
правителя и служили залогом его успеха. Пурохите являлись доверенными лицами
раджи и даже его советниками.
Низшую варну представляли люди, не являвшиеся членами общины. Их называли
шудрами. Даже если шудры допускались в общину, они не могли
участвовать в общественном собрании, в культовых обрядах и в обсуждении государственных
дел. Шудры признавались «нечистыми», они не могли совершать жертвоприношения
и пить сому.
Постепенно различия между варнами усиливались. Брахманы стали считаться высшей
кастой, наделенной наибольшими привилегиями. Затем шла варна кшатриев, за ней
— варны вайшьев и шудр.
Браки между представителями различных варн были строго запрещены. Принадлежность
к варне передавалась по наследству, переход из одной варны в другую также был
запрещен.
В каждой варне существовала дхарма — закон, регулирующий образ жизни. Согласно
дхарме, управление государством находилось в руках брахманов и кшатриев. Первые
ведали жреческими делами, вторые — армией. Вайшьи должны были заниматься ремеслами,
могли торговать, возделывать землю и разводить скот. Члены высших варн — шреяс
(«лучшие») — имели право на получение так называемых бали, даров и подношений
от папияс («худшие», «грешники») — представителей низших варн. Шудры, как низшая
варна, должны были служить представителям трех высших варн. В брахманах шудры
определяются как «...когда угодно поднимаемые на работу, как угодно наказываемые».
Впоследствии вайшьи, наряду с шудрами, тоже были признаны низшей Варной.
Несмотря на то что шудры считались низшей Варной, можно выделить отдельную
социальную группу, которая находилась на более низкой ступени общественной иерархии.
К ней относились так называемые дикари, живущие в джунглях, за пределами деревень.
Эти люди считались неприкасаемыми, не входили в систему деления
на варны. Неприкасаемые подчинялись всей общине и должны были выполнять самую
грязную работу: мыть нечистоты, убирать мусор.
Представители высших варн — брахманы и кшатрии, а также вайшьи именовались
дваждырожденными. После определенного ритуала мальчики проводили несколько лет
в доме гуру (наставника). Гуру обучал детей культовым обрядам, открывал для
них священные знания религиозных текстов. В обязанность учеников входило собирать
милостыню и отдавать ее своему наставнику, а также помогать ему по хозяйству.
Только покинув дом наставника, юноша получал право создать семью. Чтобы достичь
духовного освобождения, к старости дваждырожденные становились отшельниками.
|