Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Литература Древнего Рима

Древний Рим > Литература Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Литературные произведения того времени имели прежде всего политический характер и отражали борьбу между противниками. Ярким примером этого вида творчества стали письма Цицерона к друзьям и родственникам, в которых видна вся история политических интриг.

К политическим сочинениям принято относить записки Цезаря о галльской войне. Для большей объективности написаны они от третьего лица.

Особенно были знамениты исторические сочинения Саллюстия, среди которых выделялись два его письма к Цезарю о войне с Югуртой, заговоре Катилины и многом другом. Саллюстий мечтал возродить демократию полисов, выступал против развращенной, стремившейся к наживе знати и противопоставлял ей простой народ, который, по его мнению, должен был состоять из свободных землевладельцев.

Римские поэты нередко подражали классическим образцам эллинистической литературы, но сюжет чаще всего был римский. Первым римским поэтом стал Ливий Андроник, грек из Тарента, попавший в Рим в качестве пленника в 272 году до н. э. Именно ему принадлежит перевод «Одиссеи» на латинский язык сатурическим стихом.

Его современником и учеником стал Гней Невий, написавший произведение о событиях Первой пунической войны и несколько трагедий. Одним из самых талантливых поэтом после Второй пунической войны был Энний, основным произведением которого стали «Алиалы», впервые написанные гекзаметром.

Ко второй половине III века до н. э. широкое распространение получила римская комедия. Так, Тит Макций Плант из Умбрии написал ряд комедий, сюжеты которых были заимствованы из так называемой новоаттической бытовой комедии, отличительной особенностью которой был живой, образный и чисто народный язык. До нас дошло более 20 комедий Плавта, наиболее известные из которых: «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый воин».

Другой автор комедий, Публий Теренций Африканец, уроженец Карфагена и вольноотпущенник, был членом кружка Сципиона Эмилиана. Он писал произведения для образованной публики, его перу принадлежит лишь шесть комедий, из которых наибольшим успехом пользовались «Девушка с Андроса», «Евнух» и «Самоистязатель».

К сципионову кружку принадлежал также Гай Луций, который ввел в литературу совершенно новый жанр — обличительную сатиру.

Наиболее отчетливо сочетание эллинистических и римских мотивов проявилось в латинской лирической поэзии. Этот вид литературы зародился в I веке до н. э. в кружке начинающих поэтов, среди которых особенно заметен был Катулл. Именно он стал употреблять различные стихотворные размеры в поэзии. Как и александрийские поэты, он писал малые эпические поэмы на мифологические сюжеты.

Однако в первую очередь прославился он циклом лирических стихов, посвященных Лесбии (Клодии), сестре народного трибуна Клодия, отразив в ее образе черты аристократок того времени: ветреность и легкомысленность. Действительно, Клодия прославилась на весь Рим как искательница любовных приключений. Через все стихотворения проходит мотив страстной любви, горечи разрывов и счастья примирений.

Стихи, посвященные Клодии, в дальнейшем стали образцом римской лирической поэзии.

Творчество римских поэтов служило делу возрождения страны. Самыми знаменитыми среди них были Вергилий, Гораций, Проперций, Овидий, являвшиеся членами литературного кружка, возглавляемого другом Августа Меценатом и бывшим республиканцем Валерием Мессалой. Многие свои произведения поэты посвятили гражданским войнам. Но особый интерес представляет сборник Вергилия «Буколики», написанный в 42—38 годах до н. э. Он состоял из десяти так называемых эклог, посвященных сельской жизни и сельскому хозяйству. Аналогичную тематику имело другое его произведение — «Георгики». Однако настоящую славу популярному поэту принесла эпическая поэма «Энеида», над которой Вергилий работал в течение 10 лет, до самой смерти (в XIX веке до н. э.).

В «Энеиде» увлекательно рассказывается о приключениях и битвах сына Венеры — Энея, который по велению богов должен был основать город в Италии и стать родоначальником династии царей Альба-Лонги, Ромула и рода Юлиев.

Анхиз и сам Юпитер, герои поэмы, воплотившей идеологию господствующих слоев Рима и Италии, возвещали о будущем величии Рима, его императора и о господстве римлян над всем миром.

Другой знаменитый поэт тех времен — Гораций — являлся автором многих сатир, лирических стихотворений (од) и посланий. Он восхвалял императора, но в то же время писал о тяжелом положении рабов, бесчинствах богатых и скупых, желавших иметь огромные наследства.

Основное место в его творчестве занимали темы любви и дружбы, а также восхищения и наслаждения жизнью. Гораций отмечал высокую миссию поэтов, заключающуюся в духовном воспитании своих современников.

Знаменитым на весь мир стало его стихотворение о поэзии, принадлежащее к числу древнейших поэтик.

Римляне очень любили стихи-элегии, написанные в духе александрийских поэтов. Литература тогда стала невероятно популярной. Обычными были публичные выступления поэтов и писателей. Широкую известность приобрели элегии Тибулла и Проперция. Овидий в своих произведениях возвеличивал принципат, «золотой век» и прошлое Рима.

К тому же этот поэт достиг совершенства в разработке любовных мотивов. В знаменитом Сборнике «Метаморфозы» он писал о чудесных перевоплощениях людей в животных, растения и камни, а также восхищенно описывал превращение в звезду божественного Цезаря. Особым интересом у знатной римской молодежи пользовалось его произведение «Любовное искусство», где имелись любопытные советы, как соблазнить женщину и обмануть супруга.

Творчество Овидия вызвало негативную реакцию у Августа. Возмущенный император сослал неугодного поэта в черноморский городок Томи, где он вскоре скончался.

Проза во времена Августа не получила такого широкого распространения, как поэзия. Замечательным прозаиком той эпохи по праву признан историк Тит Ливий. В своем труде, 142 книгах по истории Рима, автор благодарил тех деятелей, которые превратили маленький город в повелителя мира.

Творчество римских писателей и поэтов, несомненно, оказало значительное влияние на развитие мировой литературы.

Принципат Августа не случайно получил название «золотого века» литературы. Но уже в то время определились четкие признаки кризиса, приведшего позднее к полному упадку.