Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Римский стоицизм

Древний Рим > Римский стоицизм

Римский стоицизм

Что касается философии в Древнем Риме, то ведущим направлением в то время являлся стоицизм, представленный работами Сенеки, Эпиктета (вольноотпущенника из Фригии) и Марка Аврелия.

Со стоицизмом соперничал и близкий ему умеренный кинизм, приверженцами которого считались Эпиктет и Дион Хрисостом. Стоицизм более позднего времени наибольшее внимание уделял вопросам этики, которой придерживалась Римская империя и с существованием которой стоики окончательно примирились во времена правления династии Антонинов. Позиция стоиков заключалась в том, что каждый человек всего лишь часть огромного организма, благо которого важнее блага отдельных его членов. Следовательно, каждый должен спокойно относиться ко всему, что посылает ему судьба. Так как социальное и материальное положение, а также здоровье, свобода и сама жизнь как обстоятельства внешние от человека не зависят, то он не должен принимать их близко к сердцу. Единственное, о чем должен заботиться человек, — это о совершенствовании в мудрости и добродетели, исполнении долга перед обществом и сохранении спокойствия духа в любых положениях.

Таким образом, никаких особенных перспектив стоицизм своим последователям не предлагал. По существу, в нем отрицалось даже бессмертие души, которая после смерти разлагалась так же, как и тело, после чего ее элементы вновь втягивались в бесконечный круговорот природы. Нужно заметить, что первоначально, пока империя казалась процветающей и самодостаточной, такая философия устраивала правящие круги, которым было ради чего приносить жертвы. Однако с падением могущества идеология беспросветного пессимизма утратила свои позиции. Характерно, что все вышеупомянутые учения не имели отклика в народных массах, так как вообще в них не проникали. В народе складывается своя идеология, явно противоречившая идеологии правящих классов. Основной чертой народного направления было отрицание роскоши, праздности, науки и философии богачей в кругу знати труд считался бесчестьем, то в народе, и наоборот, уважение к труду постоянно росло.