Древний Рим > Римский стоицизм
Римский стоицизм
Что касается философии в Древнем Риме, то ведущим направлением в то время являлся
стоицизм, представленный работами Сенеки, Эпиктета (вольноотпущенника из Фригии)
и Марка Аврелия.
Со стоицизмом соперничал и близкий ему умеренный
кинизм, приверженцами которого считались Эпиктет и Дион
Хрисостом. Стоицизм более позднего времени наибольшее
внимание уделял вопросам этики, которой придерживалась
Римская империя и с существованием которой стоики окончательно примирились во времена правления династии Антонинов. Позиция стоиков заключалась в том, что каждый
человек всего лишь часть огромного организма, благо которого важнее блага отдельных его членов. Следовательно, каждый должен спокойно относиться ко всему, что посылает ему
судьба. Так как социальное и материальное положение, а также здоровье, свобода и сама жизнь как обстоятельства внешние от человека не зависят, то он не должен принимать их
близко к сердцу. Единственное, о чем должен заботиться
человек, — это о совершенствовании в мудрости и добродетели, исполнении долга перед обществом и сохранении спокойствия духа в любых положениях.
Таким образом, никаких особенных перспектив стоицизм своим последователям
не предлагал. По существу, в нем отрицалось даже бессмертие души, которая после
смерти разлагалась так же, как и тело, после чего ее элементы вновь втягивались
в бесконечный круговорот природы. Нужно заметить, что первоначально, пока империя
казалась процветающей и самодостаточной, такая философия устраивала правящие
круги, которым было ради чего приносить жертвы. Однако с падением могущества
идеология беспросветного пессимизма утратила свои позиции. Характерно, что все
вышеупомянутые учения не имели отклика в народных массах, так как вообще в них не
проникали. В народе складывается своя идеология, явно противоречившая идеологии
правящих классов. Основной чертой народного направления было отрицание роскоши,
праздности, науки и философии богачей в кругу знати труд считался бесчестьем,
то в народе, и наоборот, уважение к труду постоянно росло.
|