Скандинавские
боги > Фрейя
Фрейя
Дочь Нйорда,
бога моря, Фрейя была богиней любви и страсти. Она изображалась с голубыми глазами
и роскошной фигурой. Легенды говорят, что она постоянно разыскивала на небе
и на земле своего пропавшего мужа адура, проливая слезы, которые на земле превращались
в золото, а в воде — в янтарь. (Возможно, адур это Один.)
В Германской традиции, Фрейя и две других Ваниры (богини плодородия) переехали
в Асгар, чтобы жить с Энирами (богами войны) как символ дружбы после войны
Она носила ожерелье Брисингс, огромное сокровище, которое сделали четыре гнома.
Она также разделила смерть вместе с Одином.
Скандинавы не испытывали священного трепета перед богами, но признавали их
реальную пользу. Так, Фрейра они называли повелителем воздушных пространств
(как и русских богов — Стрыя, властелина ветров, и Погода, отвечавшего за хороший
климат). Но жертвы ему приносили потому, что от него зависело их богатство.
Еще сложнее было отношение к его сестре — близнецу Фрейе. С одной стороны, шведы
знали, что она научила диев асов волшебству, которым владела в совершенстве.
Может, именно по этой причине Фрейя после смерти брата была избрана верховной
жрицей страны и была правительницей страны и правила до своей кончины. Затем
ее на троне сменил племянник.
С другой стороны, Фрейю как богиню красоты, любви и плодородия, обвиняли в легкомысленном
поведении, приписывали ей кровосмесительную связь с братом, рассказывали о ней
сплетни, но одновременно поклонялись этой ванке. Наиболее резко о ней высказался
вечный зачинщик ссор Лаки (многие ученые полагают, что он был местным богом
из числа «великанов» и потому был в оппозиции к пришлым асам и ваннам).
Тогда за дочь вступился Ньёрд. Он напомнил Лаки весьма прискорбный для того
эпизод, который приключился с ним во время возведения стены вокруг Асгарда.
Напомним, в чем было дело. Один решил превратить свою столицу в неприступную
крепость. На строительные работы он нанял великана, которому надлежало в кратчайшие
сроки возвести высоченную стену. Великан согласился, но выдвинул два своих условия:
первое – заработу он получит в жены Фрейю; второе — помогать ему будет его великанский
конь. Асы, уверенные в том, что смогут обмануть силача, согласились на оба условия.
И работа закипела: великан на возу доставлял к Асгарду огромные камни и укладывал
их рядами. Дело шло так споро, что стало понятно: вскоре придется рассчитываться.
Фрейя плакала не переставая, хотя асы ее отдавать вовсе не собирались. Вот тогда-то
Один и повелел Лаки пойти на любые уловки, чтобы великан не уложился в срок.
Тогда Локи, умевший в отличие от других богов превращаться в животных, обернулся
кобылой, которая соблазнила великанского тяжеловоза. Конь порвал постромки,
опрокинул воз с последним камнем для асгардовской стены и умчался за красивой
кобылой. Строитель так ничего и не смог поделать: ни ломовика своего вернуть,
ни камень дотащить до стены. Проклиная асов последними словами, он ушел прочь.
Но дело тем не закончилось. Локи забеременел от тяжеловоза. Родил он урода —
восьминогого жеребенка Слейпнира, которого потом взял себе Один. Вот об этом
случае и вспомнил Ньёрд, назвав Локи «мужем рожалым», то есть мужчиной, который
рожал, как женщина.
Но вернемся от фантастических мифов к реальной жизни Фрейи в Швеции. В Швеции
ванка вышла замуж за местного «простого человека» (как сказано в «МалойЭдде»)
по имени Од (это имя переводится как Одержимый — возможно, он был воином — берсерком).
Их совместная жизнь не сложилась. Од покинул жену и двух дочерей и отправился
в дальние странствия. Фрейя долго его искала, проливая горючие слезы, но так
и не нашла. Согласно легенде, каждая ее слезинка превращалась в слиток червонного
золота.
Фрейя владела магическимпоясом, который в более поздние времена стали ошибочно
именовать ожерельем Брисингов. Смысл волшебных сил, заключенных в этом поясе,
состоял в том, что Фрейя, как всякая богиня плодородия, развязывала роженице
пояс, то есть помогала ей освободиться от бремени.
После кончины и соответствующего погребального ритуала Фрейя, согласно представлениям
скандинавов, отправилась в Асгард и заняла трон в своем небесном дворце Фолькванге
(то есть «Поле битвы»), где ее свиту составляли воинственные девы — вилы, или,
в шведско — германском варианте, валькирии. После смерти в эту обитель попадали
девушки, умершие до замужества, то есть, по русским понятиям, «Не избывшие своей
доли», не изведавшие всех положенных им судьбой радостей и горестей. Хоронили
несчастных дев в подвенечном платье.
Фрейя не все время находилась в своем дворце. Часто она совершала поездки
на колеснице, запряженной кошками. Впрочем, вряд ли этих ездовых животных можно
считать обычными кисками. Скорее всего, речь идет о национальных животных древних
русов — пардусах (то ли леопардах, то ли гепардах), не известных в северной
Швеции. На таких же колесницах разъезжали малоазийские
боги Кибела и Дионис.
Последний, по странности судьбы, стал богом виноделия у древних греков.
Было у Фрейи, как и у ее брата, и другое ездовое животное вепрь. Это не реальный
лесной зверь, а, пожалуй, робот: вепрь с золотой щетиной, Хильдинсвини (то есть
«Боевой вепрь»), был выкован гномами в подземных кузницах.
Казалось бы, странное сочетание: богиня красоты и боров! Но следует вспомнить
о том, что в древности вепрь считался символом воинской мощи и непобедимости
в сражении. И поэтому здесь имеется в виду то обстоятельство, что Фрейя была
предводительницей дев битв — валькирий.
|