Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Библиотека Ашшурбанипала

Ассирия > Библиотека Ашшурбанипала

Библиотека Ашшурбанипала

Ашшурбанипал (Ассурбанипал), в 668 году до н. э. сменивший на престоле своего отца Асархаддона, стал последним великим царем Ассирии.

В отличие от предшественников, Ашшурбанипал знал письмо, умел читать тексты на языке Шумера и Аккада. Он был искусным стрелком и виртуозным наездником. Несмотря на то что царь лично не принимал участия в военных походах, подданные высоко ценили его храбрость, ум и здравый смысл. Во время церемонии перехода власти молодому правителю принесли клятву верности не только воины, но и члены царской семьи.

С первых лет правления Ашшурбанипалу приходилось вести непрерывные военные действия, необходимые для поддержания порядка на обширной территории Ассирийского государства. Придерживаясь миролюбивых взглядов, он долго обдумывал сложившуюся обстановку, прежде чем начать военную операцию. Правитель был благосклонен по отношению к врагам, отдавал предпочтение затяжной войне и осаде городов, редко применяя быстрые атаки. Единственный раз царю пришлось испытать славу полководца.

В 639 году до н.э. после продолжительной войны с Эламом ассирийское войско захватило Сузы. Тогда Ашшурбанипал отпраздновал свой триумф: его колесницу в торжественной процессии тянули четыре пленных монарха.

Во время его властвования экономика Ассирии процветала, хотя много лет имелась угроза захвата мидийцами торговых дорог на северо-востоке страны. По распоряжению Ашшурбанипала были переделаны и украшены главные ассирийские храмы. До нашего времени сохранились фрагменты великолепного «Дома наследования» и храма Иштар в столице государства — Ниневии. Многие поступки набожного правителя диктовались духовными знамениями, которым он придавал великий смысл. Каждый год он начинал новогодние торжества; один из этих праздников изображен на рельефе, вероятно украшавшем стены царского дворца. Его братья были жрецами в храмах Харраны и Ашшура.

Ашшурбанипалу принадлежала единственная в странах Двуречья систематическая библиотека; 20 720 клинописных табличек из этого собрания хранятся сейчас в Британском музее.

Царь посылал писцов в храмовые библиотеки переписывать хранившиеся там тексты.Эти надписи регулярно пополняли главную коллекцию табличек, скрупулезно подобранных в архивах Ашшура и Ниневии. Основную группу текстов составляют знамения, основанные на толковании происходящих событий, странного поведения людей, зверей и растений. Много надписей, описывающих наблюдения за ходом небесных светил и планет.

В архиве Ашшурбанипала имелись своеобразные словари с перечнем шумерских и аккадских слов, необходимые для занятий писцов. Наряду с научными трудами, в библиотеке царя было множество табличек с заклинаниями, молитвами, религиозными поучениями, а также с баснями и пословицами, собранными для жрецов и магов, ответственных за благополучие правителя.

Наличие в архиве народных сказок, например легенды «Ниппурский бедняк», которая стала основой для одной из сказок «Тысячи и одной ночи», указывает на то, что наши современники увидели только небольшую часть табличек. Коллекция отражала обширный кругозор Ашшурбанипала в области литературы: в колофонах (заключительная часть) многих табличек стоит своего рода штамп — знак личной собственности царя.

Историкам неизвестны события последних лет жизни царя; точно не установлена дата его смерти. Предполагается, что Ассирийская империя пала через двадцать лет после окончания правления Ашшурбанипала.