Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Китайско-японская война

Вторая мировая война > Китайско-японская война

Китайско-японская война

Колонизация Японией Китая в 30-го годах 20-го века была логичным шагом. Поскольку Китай был бессилен перед лицом британского, германского и российского империализма, безопасность Японии можно было обеспечить либо путём поддержки Китая, либо путём его колонизации. Американцы решили помочь Китаю ради своих коммерческих интересов и антиимпериалистических принципов. (С точки зрения китайцев, они просто вмешивались!)

В отличие от Японии, благосостояние Китая достигло дна. В стране царил хаос: старая китайская империя, бессильная перед европейцами и даже японцами, утратила доверие народа к себе. Новый республиканский режим, возникший в результате революции 1911 года, всё ещё был хрупким. Во время Первой мировой войны Япония, воспользовавшись тем, что Европа была поглощена войной, потребовала от китайского правительства принять некоторые унизительные условия, отказавшись от уступок и приняв торговые привилегии для Японии. Китайцы были возмущены, но перед лицом военной мощи Японии у них не было другого выбора, кроме как согласиться.

В том, что состояние страны достигло дна, есть один положительный момент: с этого момента есть только один путь наверх. В Китае шла гражданская война, но появлялись новые силы, всерьёз претендующие на контроль над Китаем (то есть националисты и коммунисты).

С другой стороны, Япония начала бороться за сохранение своих недавно завоёванных позиций. Вскоре после окончания Первой мировой войны её хрупкая экономика оказалась под угрозой; мощное землетрясение, разрушившее Токио в 1923 году, также усугубило проблему. Общество было в смятении, поскольку разрыв между богатыми и бедными увеличивался, а социальная политика отставала. Свирепствовали продовольственные бунты. Правящий класс искренне опасался социалистической революции. В конце концов, с началом Великой депрессии в 30-х годах тот факт, что Япония всё ещё оставалась страной "в процессе развития", стал очевиден.

Демократия в Японии всё ещё была примитивной. В трудные времена японские политики не смогли действовать мудро и решительно, что привело к тому, что разочарованное население обратилось к армии. Армия считала, что колонизация северной части Китая, которая ранее находилась в состоянии анархии, была единственным практическим решением экономических и социальных проблем Японии, а также стратегических задач. Японские военные считали, что агрессивная политика ничем не отличается от британских колониальных интриг - за исключением того, что китайцы не желали жить под властью японцев. Японцы, со своей стороны, смотрели на китайцев свысока, как на подчинённую расу, и считали их ниже себя во всех отношениях.

Итак, когда в 1937 году японцы начали полномасштабное вторжение (они были встревожены растущей мощью националистов), то были удивлены ожесточённым сопротивлением обученных немцами китайских войск, оборонявших Шанхай. Китайцы были оснащены гораздо лучшим немецким и чешским вооружением и нанесли значительные потери вторгшимся японским войскам.

Не только в тактическом, но и в политическом плане китайское сопротивление оказалось гораздо более стойким, чем ожидали японцы. Националисты даже заключили перемирие с коммунистами, чтобы сосредоточиться на войне с японцами. Трагедией, прямо или косвенно вызванной этим, стала печально известная резня в Нанкине. Это был классический случай, когда солдаты сходили с ума после тяжёлой осады; при удивительно примитивной системе материально-технического обеспечения японской армии солдаты на передовой голодали и несли растущие потери. Таким образом, они были не способные на проявление милосердия после взятия города. Масштабы и характер этого зверства оспариваются и японцами, и китайцами. Однако совершенно очевидно, что японское верховное командование несёт ответственность - по крайней мере частично.

Падение Нанкина не положило конец войне. Японцы пытались терроризировать население с помощью воздушных бомбардировок и жестокой тактики выжженной земли, но это только усилило сопротивление китайцев.

Подсчитано, что в период китайско-японской войны 1937 по 1941 год было убито от 300 000 до 400 000 японцев (потери китайцев по меньшей мере в несколько раз превышали эту цифру). Вместо того чтобы винить себя в собственном высокомерии, недальновидности, слабом стратегическом мышлении и неумелом планировании, японская армия прониклась крайней ненавистью к Великобритании и Америке, поскольку они оказывали националистически настроенным китайцам моральную и материальную поддержку. Тем не менее, поначалу японцы понимали, что не смогут сражаться с Китаем и западными странами одновременно. Они пытались найти дипломатические решения, но не хотели признавать свою ошибку перед собственной общественностью. Им нужна была решительная победа, которая позволила бы сохранить лицо, в чем им было отказано.