История России
> Города на Руси
Города на Руси
Русский город в XVI в., как и прежде, состоял из града (крепости) и посада
(неукреплённая часть города). Стены городов обычно были деревянные, растянутые
по гребню земляного вала. Каменные укрепления имели только наиболее крупные
и важные в военном отношении города. Град имел, прежде всего, оборонительные
функции. Внутри его стен располагались дворы князей и бояр, хлебные склады и
пороховые дворы. Во дворах, располагавшихся внутри городских стен, жили люди,
имевшие отношение к осадному делу: воротники, пушкари, плотники и каменщики.
Стрельцы, а также казаки, обычно размещались в слободах на окраинах городов.
Дворы "служилых людей по отечеству", а также посадских людей, находившиеся внутри
городских укреплений, могли быть жилыми, но в основном это были так называемые
"осадные" дворы - использовавшиеся в моменты опасности, "для осадного времени". Основная часть городского населения - торговцы и ремесленники - жила на посаде.
Там же были их мастерские, амбары и лавки. Живописный вид средневекового посада
дополняли многочисленные церкви, часовни, островерхие терема, ветряные мельницы
и бани. Мастера, имевшие дело с огнём, во избежание пожара селились на окраине
посада. Скотобойни и красильные мастерские, сильно загрязнявшие сточные воды,
устраивались как можно ниже по течению реки.
Улицы средневекового города были кривыми и грязными. Порой они напоминали
узкую щель между двух заборов. Стекавшие из-под ворот помои и нечистоты распространяли
густое зловоние. Опасаясь воров и разбойников, состоятельные горожане окружали
свои дома высоким тыном и держали злых собак. Со времён Ивана III улицы Москвы
на ночь перегораживали решётками и ставили сторожей.
На посадах располагались белые слободы, принадлежавшие светским феодалам и церкви.
Население этих слобод было освобождено от тягла, т.е. уплаты налогов и несения
посадских служб. Основную же часть населения городов составляли тяглые посадские
люди, т.е. ремесленники и торговцы, платившие налоги (государево тягло) и выполнявшие
разнообразные городские службы. Профессиональный состав городских ремесленников
был очень разнообразным. Здесь царила узкая специализация. В городах была представлена
металлообработка (кузнец, замочник и пр.) и гончарное производство (гончар,
горшечник и др.), производство продуктов питания (хлебник, калачник, рыболов,
рыбник, мясник и др.), изготовление одежды (портной мастер, епанечечник, колпачник,
шапочник) и обуви (сапожник, подошевник), обработка и выделка кож и различных
материалов (кожевник, суконщик, сермяжник, овчинник, рогожник), строительные
специальности (плотник, кирпичник), изготовление ювелирных изделий и музыкальных
инструментов (серебреник, струнник, рожечник), а также многие другие связанные
с бытом и ныне почти исчезнувшие специальности (мыльник, банник, скоморох, седельник,
бочарник и т.д.) Любимым развлечением горожан во все времена была прогулка по торгу. Он состоял
из рядов, каждый из которых имел специализацию: железный, пушной, хлебный, калачный,
масляный, рыбный, мясной, колпачный, сермяжный, овчинный, рогожный, сапожный,
соляной, иконный, льняной, ветошный, и т.д. Ряды складывались из разного рода
торговых мест. Это - лавки, лавки с прилавками, скамьи, полки, амбары, шалаши.
Торговые места принадлежали посадским людям, служилым людям по прибору, а иногда
и крестьянам. С каждого торгового места взимался установленный оброк. В небольших
городах торговля велась не в рядах, а в отдельно стоявших лавках. Посадское население объединялось в городскую общину. В XVI в. произошли важные
перемены в жизни городских общин. Так, государственная власть фактически признала
монопольное право посадских людей на занятия торговлей и промыслами в пределах
города. Согласно статьям Судебника 1550 г., торговцы и ремесленники должны были
жить на посаде, а не в белых слободах, посадские люди имели право "вьшодить"
людей из белых слобод и возвращать их на посадские дворы. Заинтересованность
посадского населения в сохранении состава городской общины была связана с необходимостью
уплаты податей и выполнения "государевых служб". В середине XVI в. произошло
ещё одно важное изменение: в связи с организацией стрелецкого войска посадское
население было освобождено от несения военной службы.
В 1570-х годах были созданы купеческие объединения - гостиная и суконная сотни,
а также особый купеческий чин "гостей". В состав гостей были включены наиболее
состоятельные купцы со всей страны. Они были освобождены от несения тягла вместе
с посадским населением и наделены особыми правами, например, правом владеть
землёй с крестьянами. За это члены сотен и гости обязаны были выполнять государственные
службы в целях увеличения доходов казны. Так, они были обязаны продавать "казённые
товары", в частности меха, поступавшие в виде дани с народов Севера, а затем
и Сибири, обеспечивать исправные сборы
торговых пошлин. Фактически гости, и члены сотен превращались в государственных
чиновников по финансовым вопросам. Их служебные интересы зачастую противоречили
интересам посадских общин, к которым они принадлежали. Это прежде всего касалось
размеров торговых пошлин: крупное купечество было заинтересовано в увеличении
сборов пошлин, поскольку от того, какую прибыль доставлял гость или член сотни
казне, зависело его привилегированное положение.
"Служилые люди по прибору" - новый слой русского общества. В его состав входили
люди, "выбранные" для несения определенных служб, связанных с военным делом.
Появление этого слоя как отдельной, социально значимой части населения связано
с образованием стрелецкого войска в 50-е годы XVI в. Помимо стрельцов в состав
"служилых людей по прибору" входили все те, кто обслуживал городские укрепления
и военное снаряжение крепостей. Они не несли "государева тягла" и получали за
свою службу жалование. Однако этого жалования было недостаточно, и в мирное
время суровые воины занимались ремеслом и торговлей. При этом они уплачивали
торговые пошлины, что сближало их интересы с интересами посадских людей. В маленьких
пограничных городах, где посадское население было незначительным, "служилые
люди по прибору" составляли основную часть горожан.
|