Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Города на Руси

История России > Города на Руси

Города на Руси

Русский город в XVI в., как и прежде, состоял из града (крепости) и посада (неукрепленная часть города). Стены городов обычно были деревянные, растянутые по гребню земляного вала. Каменные укрепления имели только наиболее крупные и важные в военном отношении города. Град имел, прежде всего, оборонительные функции. Внутри его стен располагались дворы князей и бояр, хлебные склады и пороховые дворы. Во дворах, располагавшихся внутри городских стен, жили люди, имевшие отношение к осадному делу: воротники, пушкари, плотники и каменщики. Стрельцы, а также казаки, обычно размещались в слободах на окраинах городов. Дворы «служилых людей по отечеству», а также посадских людей, находившиеся внутри городских укреплений, могли быть жилыми, но в основном это были так называемые «осадные» дворы — использовавшиеся в моменты опасности, «для осадного времени».

Основная часть городского населения — торговцы и ремесленники — жила на посаде. Там же были их мастерские, амбары и лавки. Живописный вид средневекового посада дополняли многочисленные церкви, часовни, островерхие терема, ветряные мельницы и бани. Мастера, имевшие дело с огнем, во избежание пожара селились на окраине посада. Скотобойни и красильные мастерские, сильно загрязнявшие сточные воды, устраивались как можно ниже по течению реки.

Улицы средневекового города были кривыми и грязными. Порой они напоминали узкую щель между двух заборов. Стекавшие из-под ворот помои и нечистоты распространяли густое зловоние. Опасаясь воров и разбойников, состоятельные горожане окружали свои дома высоким тыном и держали злых собак. Со времен Ивана III улицы Москвы на ночь перегораживали решетками и ставили сторожей.

На посадах располагались белые слободы, принадлежавшие светским феодалам и церкви. Население этих слобод было освобождено от тягла, т.е. уплаты налогов и несения посадских служб. Основную же часть населения городов составляли тяглые посадские люди, т.е. ремесленники и торговцы, платившие налоги (государево тягло) и выполнявшие разнообразные городские службы. Профессиональный состав городских ремесленников был очень разнообразным. Здесь царила узкая специализация. В городах была представлена металлообработка (кузнец, замочник и пр.) и гончарное производство (гончар, горшечник и др.), производство продуктов питания (хлебник, калачник, рыболов, рыбник, мясник и др.), изготовление одежды (портной мастер, епанечечник, колпачник, шапочник) и обуви (сапожник, подошевник), обработка и выделка кож и различных материалов (кожевник, суконщик, сермяжник, овчинник, рогожник), строительные специальности (плотник, кирпичник), изготовление ювелирных изделий и музыкальных инструментов (серебреник, струнник, рожечник), а также многие другие связанные с бытом и ныне почти исчезнувшие специальности (мыльник, банник, скоморох, седельник, бочарник и т.д.)

Любимым развлечением горожан во все времена была прогулка по торгу. Он состоял из рядов, каждый из которых имел специализацию: железный, пушной, хлебный, калачный, масляный, рыбный, мясной, колпачный, сермяжный, овчинный, рогожный, сапожный, соляной, иконный, льняной, ветошный, и т.д. Ряды складывались из разного рода торговых мест. Это — лавки, лавки с прилавками, скамьи, полки, амбары, шалаши. Торговые места принадлежали посадским людям, служилым людям по прибору, а иногда и крестьянам. С каждого торгового места взимался установленный оброк. В небольших городах торговля велась не в рядах, а в отдельно стоявших лавках.

Посадское население объединялось в городскую общину. В XVI в. произошли важные перемены в жизни городских общин. Так, государственная власть фактически признала монопольное право посадских людей на занятия торговлей и промыслами в пределах города. Согласно статьям Судебника 1550 г., торговцы и ремесленники должны были жить на посаде, а не в белых слободах, посадские люди имели право «вьшодить» людей из белых слобод и возвращать их на посадские дворы. Заинтересованность посадского населения в сохранении состава городской общины была связана с необходимостью уплаты податей и выполнения «государевых служб». В середине XVI в. произошло еще одно важное изменение: в связи с организацией стрелецкого войска посадское население было освобождено от несения военной службы.

В 1570-х годах были созданы купеческие объединения — гостиная и суконная сотни, а также особый купеческий чин «гостей». В состав гостей были включены наиболее состоятельные купцы со всей страны. Они были освобождены от несения тягла вместе с посадским населением и наделены особыми правами, например, правом владеть землей с крестьянами. За это члены сотен и гости обязаны были выполнять государственные службы в целях увеличения доходов казны. Так, они были обязаны продавать «казенные товары», в частности меха, поступавшие в виде дани с народов Севера, а затем и Сибири, обеспечивать исправные сборы торговых пошлин. Фактически гости, и члены сотен превращались в государственных чиновников по финансовым вопросам. Их служебные интересы зачастую противоречили интересам посадских общин, к которым они принадлежали. Это прежде всего касалось размеров торговых пошлин: крупное купечество было заинтересовано в увеличении сборов пошлин, поскольку от того, какую прибыль доставлял гость или член сотни казне, зависело его привилегированное положение.

«Служилые люди по прибору» — новый слой русского общества. В его состав входили люди, «выбранные» для несения определенных служб, связанных с военным делом. Появление этого слоя как отдельной, социально значимой части населения связано с образованием стрелецкого войска в 50-е годы XVI в. Помимо стрельцов в состав «служилых людей по прибору» входили все те, кто обслуживал городские укрепления и военное снаряжение крепостей. Они не несли «государева тягла» и получали за свою службу жалование. Однако этого жалования было недостаточно, и в мирное время суровые воины занимались ремеслом и торговлей. При этом они уплачивали торговые пошлины, что сближало их интересы с интересами посадских людей. В маленьких пограничных городах, где посадское население было незначительным, «служилые люди по прибору» составляли основную часть горожан.