История древнего мира > Исчезнувшие
народы > Хунны
Империя хуннов
В III веке до нашей эры появилось государственное образование хуннов - кочевников,
обитающих на востоке Великой степи. Хунны подчинили себе племена Саян, Алтая
и Верхнего Енисея, провели ряд военных кампаний против соседнего Китая. Империя
хуннов, сложившаяся в борьбе соседними племенными и союзами китайскими царствами,
была вынуждена выработать создать аффективную политику и административную систему
для управления своей обширной территорией. Традиции, выработанные хуннами, были
характерны для более поздних объединений кочевников.
Хунны - современники Древнего Рима и Древнего Египта - построили свою кочевую
империю в монгольской степи более 2000 лет назад, став величайшим соперником
императорского Китая и даже вдохновив на строительство Великой
Китайской стены. Этническая принадлежность хуннов вызывала серьезные споры,
но они стали очень могущественным племенным союзом, который считался большой
угрозой Китаю.
К северу и северо-западу от долины Хуанхэ
всё более засушливый климат позволял вести смешанный земледельческий и скотоводческий
образ жизни в промежуточной зоне, тогда как скотоводство было возможно только
у кочевников. К четвёртому веку до н.э., в эпоху воюющих государств Китая, большая
часть полукочевого населения была поглощена северными китайскими государствами.
В результате китайская и кочевая культуры вступили в непосредственный контакт.
Одной из таких кочевых групп были хунны. Поскольку у них не было письменности,
единственные текстовые упоминания о них имеются на китайском языке начиная с
IV века до н. э.
Хунны были кочевым народом, жившим к северу и северо-западу от Китая в периоды
Цинь (221-206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. -220 г. н. э.). Они основали
могущественную федерацию племён, живших в степи, и постоянно угрожали пограничным
районам Ханьского Китая и городам-государствам Великого
Шёлкового пути. Политическое объединение позволило им создать более сильные
армии и улучшить стратегическую координацию, превратив их в грозную империю.
Различия в обычаях, языках и образе жизни осложняли отношения между китайцами
и хуннами. Считается, что язык хуннов принадлежит к алтайской группе, в то время
как китайский был синитским языком. Более того, хунны были кочевниками, а китайцы
вели оседлый образ жизни. Китайцы были грамотными, в то время как у хуннов не
было письменности.
Дипломатические и экономические контакты между китайской крестьянской культурой
и кочевой культурой степных народов были очень интенсивными при помощи приграничных
рынков, и поэтому китайские историки гораздо лучше осведомлены о хуннах, чем
западные античные авторы о скифах и гуннах.
B IV веке нашей эры причерноморские степи и территории Восточной Европы захлестнула
волна кочевников - гуннов. Согласно широко распространённому мнению, европейские
гунны - потомки азиатских хуннов, которые в результате распада хуннского государственного
образования в I веке нашей эры откочевали далеко на запад.
Кочевые племена хуннов набрали силу в конце периода воюющих царств, когда китайские
государства были заняты интенсивными войнами друг с другом. Во времена следующей
династии Цинь они, по-видимому, всё ещё не представляли опасности для китайской
земли и народа. Только в начале II века до нашей эры, когда вождь по имени Мо-ду
(не Маодунь!; его первоначальное имя могло быть Бордур) провозгласил себя правителем
(чанью - термин, аналогичный тюрко-монгольскому «хан») над племенами
хуннов.
Территория, на которой жили или кочевали племена хуннов, простиралась от бассейна
реки Или на крайнем западе современного Китая до
пастбищ современной Монголии. Когда хунны подчинили
соседние племена, они были объединены в империю и получили общее название «хунны»,
хотя могли принадлежать к совершенно другой этнической группе. Этому обычаю
следовали все последующие могущественные степные народы, которые доминировали
в монгольских степях (также было и в случае гуннов, и в случае, собственно,
более поздних монголов).
Хунны сформировали свой племенной союз на территории современной Монголии.
Считается, что они произошли от сибирской ветви монгольской расы, хотя ведутся
горячие споры о том, являются ли они этнически тюркскими, монгольскими, енисейскими,
тохарскими, иранскими, уральскими или какой-то их смесью.
Ученые пытались отождествить хуннов с гуннами,
которые угрожали Европе в IV веке до нашей эры, но нет
никаких археологических или историографических свидетельств миграции хуннов
на запад. Народ из Центральной Азии, вторгшийся в Индию в конце V века, назывался
«хуна» или «белые гунны» (по-гречески эфталиты). Хотя в названиях этих народов
могут быть сходства, следует учитывать, что название могущественного кочевого
племени (монголы, татары) часто использовалось для обозначения совершенно разных
этнических групп.
Некоторые утверждают, что название “сюнну” имеет то же этимологическое происхождение,
что и “хунну”, но это также спорно. В китайских источниках сохранилось лишь
несколько слов из их культуры, в основном титулы и личные имена.
Язык хуннов, от которого в китайской литературе сохранилось несколько слов
и терминов, был связан с сибирскими этносами (самоедами, кетами), жившими в
районе реки
Енисей, а не с монголами или тюрками, в то время как орды гуннов Аттилы,
пытавшиеся завоевать Европу, были связаны с сибирскими племенами - прототюрками.
Коренным названием хуннов, возможно, было «хуннор» или «хунох»
- слово, которое китайцы не могли ни произнести, ни написать, и, следовательно,
создали транслитерацию «хунну». Слог «ху» часто используется
для обозначения варваров, то есть некитайских народов.
Термин «ху» встречается в текстах периода воюющих царств (5 в. до
н. э. -221 г. до н. э.), но некоторые китайские ученые считают, что сяньюнь
(цюаньжун) или сюнчжоу периода Западного Чжоу (11 в. до н. э. -770 г. до н.
э.), вероятно, были предками хуннов.
Китайские тексты описывают хуннов как свирепых воинов и налётчиков. Могущественные
мужчины хуннов практиковали неограниченное многожёнство, и когда вождь умирал,
его преемник брал в жёны всех жён своего отца или деда, за исключением своей
матери. Точно так же оставшийся в живых брат взял на себя заботу о вдовах своего
покойного брата.
На окраинах империи женщины занимали высшие посты у власти, а наибольшее генетическое
разнообразие было обнаружено среди мужчин-слуг с низким статусом, что даёт ключ
к пониманию процесса строительства империи, который привёл к возникновению первой
в Азии кочевой имперской державы.
При археологических раскопках высокое генетическое разнообразие и гетерогенность
присутствовали на всех уровнях - по всей империи хуннов, в отдельных общинах
и даже в отдельных семьях, что подтверждает характеристику империи хуннов как
многонациональной. Экономика хуннов характеризовалась разведением крупного рогатого скота, особенно
лошадей, которые использовались в качестве боевых коней, транспортного средства
и предмета торговли. Как и остальные кочевники, хунны жили в больших юртах;
их основной пищей было мясо, а пили они кумыс, приготовленный из конского молока.
Вожди поздних хуннов уже жили в небольших дворцах, а их деревни были окружались
частоколом. Археологи обнаружили множество бронзовых и железных орудий труда частично военного
назначения, но также и множество предметов повседневного обихода.
Искусство хуннов сильно отличается от китайского, хотя археологи также находят
китайские предметы среди надгробных принадлежностей вождей хуннов. У кочевников
также существовала иерархия правителей, которая частично были скопирована с
системы центрального правительства Китая.
Государственное устройство
У хуннов была устоявшаяся иерархическая система. Во главе структуры власти
стоял правитель с титулом шаньюй, который распоряжался всей территорией государства,
осуществлял внешнюю политику и лично руководил войсками, сосредотачивал в своих
руках религиозную власть и функции верховного судьи. В административном плане
государство было поделено на два крыла - правое и левое. Левое крыло возглавлял
наследник престола. Правителя окружала обширная группа помощников, советников
и военачальников - представителей родоплеменной знати, которые занимали тот
или иной пост в зависимости от степени своего родства с государем.
Лидеры после Моду Чанью сформировали дуалистическую политическую систему с
правыми и левыми ветвями власти. Верховный правитель был известен как “Чаньюй”
и соответствовал китайскому “Сыну неба”. Под властью Чанью были “Мудрые правители
слева и справа”.
Ниже стояли гули («короли»), командующие армиями, великие правители,
дунху (тунг-ху), гуду (ку-ту).
Важную роль в социально-политической иерархии империи хуннов играли 24 высших
военачальника (ван цы), управлявшие определёнными территориями и одновременно
являвшиеся военными предводителями (темниками), командовавшими десятитысячным
войском. В пределах своих владений темник назначал тысячников, сотников и десятников,
наделяя их землёй с кочующим на ней населением. В административную систему хуннского
государства были также включены служилая знать и вожди покорённых племён.
Когда Чанью умирал, власть переходила к его сыну или младшему брату, если у
него не было совершеннолетнего сына.
|