Древние майя
> Древний город майя
Древний город майя
В настоящее время найден еще один город майяской цивилизации Юкатанского периода
— Лабна. Известно, что, помимо общественных емкостей для воды, в Лабне существовал
и большой чультун для «великого человека», который находился под землей. Выглядело
это следующим образом: крыша террасы, находящейся перед самым дворцом, была
обустроена желобом, проводившем воду в королевскую цистерну, снабженную специальной
пробкой (диаметр которой равнялся 1 м). Вместимость чультуна составляла 30 тысяч
литров воды. Согласно расчетам того времени, этого количества воды, в случае
чего, «великому человеку» хватило бы как минимум на 10 лет.
Около цистерны постоянно находилась стража, так как
порча чультуна означала гибель жителей всего города. Дело
в том, что запасами воды пользовался не только сам правитель и знать, но и простолюдины. При этом каждый считал
своим долгом бросить в этот колодец какую-нибудь безделушку, украшение, посуду и т. д. Делалось это для того, чтобы
умилостивить божество, отвечающее за воду. Впоследствии
археологами в главном чультуне были обнаружены бусы
I и подвески из нефрита и перламутра, керамическая посуда
для воды. Что же касается самого водоема, то его стены были
расписаны изображениями всевозможных земноводных, которые также должны были способствовать сохранности воды.
В нескольких километрах от Лабны находится «Алтарь
ягуаров» — пещера естественного происхождения (нечто вроде лабиринта, образованного подземной рекой), представляющая собой подземное святилище с несколькими алтарями.
По всей видимости, первый алтарь был посвящен богу
дождя Тлалоку, так как на нем археологами были найдены
сосуды с его изображением: божество легко узнаваемо по
украшению в виде буквы «V», располагающемуся над переносицей.
Характерно, что лицо Тлалока синего и черного цветов; при этом синий цвет
символизирует ливни и реки. Но не только водная стихия находится в сфере влияния
этого бога. Ему также подвластны гром, молния и буря. Отсюда и черный цвет,
которым выкрашен лоб Тлалока. Помимо сосудов, на алтаре помещались и миски для
копала (индейского фимиама).
Далее за алтарем Тлалока находится небольшой водоем, над которым располагается
второй алтарь, имеющий названы «Алтарь девственных вод» и являющийся точной
копией первого. Главный алтарь назван точно так же, как и пещера. Майя верили,
что мир возникает уже четвертый раз: в первый раз он окончил свое существование
вследствие губительном воздействия солнца, второй раз его разрушил сильный ветер,
в третий раз — водная стихия, то есть Тлалок.
|