История Древнего Мира
> Исчезнувшие народы >
Готы
История народа готы
Готы - само название этого народа указывает на смутные времена в континентальной
Европе, которые привели к краху Западной Римской империи. И хотя готы действительно
сыграли свою роль в распаде империи, их значимость как древней культуры не должна
ограничиваться только анналами древнеримской истории.
В современной поп-культуре "готы" часто используются как общий термин
для обозначения определенной субкультуры со своим собственным стилем моды и
даже музыки, зародившейся в 1980-х годах. Кажущаяся "мрачной" или
"безрадостной" тематика этой субкультуры, возможно, была заимствована
из готической литературы 20-го века (или готического хоррора) - литературной
эстетики страха и привидений, которая иногда создавалась на фоне готической
архитектуры.
Готическая архитектура, в свою очередь, была уничижительным термином, используемым
для описания особого архитектурного стиля со стрельчатыми арками, распространённого
в Европе в период позднего средневековья с 12 по 16 век.
Джорджо Вазари, известный итальянский архитектор XVI века, высказал возмущённое
мнение о том, что сооружения в готическом стиле напоминают о "варварских
германцах", намекая таким образом на древних готов, которые разрушили Римскую
империю. Но помимо предвзятой классификации, в этой статье мы постараемся углубиться
в происхождение, историю, военное дело и культуру исторических древних готов
- германских воинов, которые оказали невероятное влияние на жизнь древних народов
от Дуная до Пиренейского
полуострова (включая Испанию и Португалию).
Когда речь заходит о первоначальной родине готов, в этом до сих пор имеется
определенная доля загадочности. Основная причина заключается в скудности документации
по истории готов в древних источниках до их контакта с Римской империей.
Историки выдвинули теорию о том, что готы как народ были в основном германцами
по происхождению, которые, в свою очередь, находились под влиянием соседей-кочевников
из обширных евразийских степей. Иордан, восточноримский чиновник VI века - возможно,
сам готского происхождения, - писал о возможном скандинавском происхождении
готов.
Однако другая школа мысли в академических кругах оспаривает такие утверждения
скандинавского происхождения готов, основываясь на неточности рассказа Иордана
и других римских источников. Учёные считают, что древний автор, возможно, перепутал
истории народа гетов (фракийского племени) и готов.
Современные ученые также утверждают, что археологические свидетельства готической
истории были проанализированы таким образом, чтобы они соответствовали описанию
Иордана, в отличие от более независимой оценки. Таким образом, по сути, хотя
готов можно (вероятно) назвать одним из древних восточногерманских народов,
их точное географическое происхождение (возможно, откуда-то из Северной Европы)
все ещё остаётся предметом споров в академических кругах.
Когда речь заходит о категоризации древних народов, готов, как и других их
современных германских собратьев, нельзя однозначно определить как отдельное
племя. К концу 2-го века нашей эры Римская империя действительно была окружена
различными германскими племенами, которые имели некоторые общие лексические
заимствования и пантеоны, но многие из их языков по большей части были непонятны
друг другу.
А в период с III по VI века нашей эры, известный как период миграции народов,
основные племенные особенности и отношения готов, как и других германских образований,
были отодвинуты на второй план в пользу конфедераций.
Проще говоря, готическая племенная структура была разрушена и вместо неё на
смену ей пришёл многонациональный характер, нацеленный на объединение народов
(для защиты), а не на этноцентрические предпочтения.
Один из уместных примеров может быть связан с вестготами, которые приняли в
свои ряды алан, сарматов, тайфалов, гуннов и даже римлян.
Достаточно сказать, что на все "готские племена" больше влияли их
непосредственная география (которая, как правило, менялась на протяжении всего
периода миграции) и близкие культуры, а не присущие им племенные традиции, когда
дело касалось стилей ведения боя, одежды и снаряжения.
Готы, жившие на просторах евразийских степей, имели склонность к ведению боевых
действий с использованием кавалерии - в отличие от своих западных собратьев,
которые служили в качестве смешанных пограничных войск на территориях Восточной
Европы, контролируемых римлянами.
Вот что писал римский историк Тацит о германских воинах (взято из книги Саймона
Макдауэлла "Германский воин 236-568 гг. н.э.").
Гота не так легко убедить в том, что нужно пахать землю и терпеливо ждать урожая,
как в том, что нужно бросить вызов врагу и в награду получить раны. Он считает
бездуховным медленно накапливать в поте лица то, что можно быстро получить,
потеряв немного крови.
Когда готы не участвуют в войне, они проводят большую часть времени на охоте,
но гораздо больше - в праздности, не думая ни о чем другом, кроме сна и еды.
Ибо самые смелые и воинственные мужчины не имеют постоянной работы, забота о
доме и полях ложится на плечи женщин, стариков и слабых членов семьи.
Растрачивая таким образом своё время, готы проявляют странную непоследовательность
- в одно и то же время любят праздность и ненавидят покой.
Хотя такая характеристика, несомненно, предвзята (учитывая презрение древних
римлян к "варварам"), она даёт представление о психологическом аспекте
ведения войны в племенных системах германцев и готской истории.
Первое известное вторжение готов в бывшую Римскую империю произошло около 238
года нашей эры, когда кочевники напали на город Истрия на территории современной
Румынии (в устье Дуная). Мотивы нападения историкам неизвестны - есть лишь гипотезы,
что подобные вылазки совершались для "проверки" и без того ослабленной
римской обороны.
Возможно, такие отряды готов выступали в качестве авангарда их армий. Следовательно,
готы начали свои вторжения, чтобы создать политическое влияние на римлян, которые
уже переживали кризис III века.
Хотя готы были более или менее нейтральны по отношению к римлянам примерно
до 238 года нашей эры, вторжение в Истрию сделало их одним из основных игроков
на римском политическом и военном поприще - с середины III века до 400 года
нашей эры. По мнению большинства историков, с течением времени значительный
процент населения римского мира в этот период был готского происхождения. Эти
группы в основном селились и служили в приграничных регионах в качестве "римских
солдат" в рамках субсидируемой системы "федерати". В то же
время они сохранили значительную часть своей готской культуры, создав тем самым
лоскутное одеяло из "германизированных" пограничных государств,
которые были больше похожи на автономные феодальные владения, чем на римские
гарнизонные города.
Эти "римские" готы сосуществовали и воевали с "первоначальными"
готами, которые, как правило, селились и перемещались по землям своих предков
за пределами римских границ. Этот сложный масштаб часто накладывался друг на
друга и был динамичным по своей природе. Например, на различных этапах заселения
римских территорий (в качестве федератов) некоторые готские и другие германские
вожди, будучи полунезависимыми римскими военачальниками, накопили большие богатства,
а затем вернулись в лоно племени за пределами Римской империи. На родине они
собрали боевые отряды, тактически усиленные системой командования в римском
стиле и подкреплённые недавно приобретённым богатством, для дальнейших атак
и подчинения других относительно незащищённых приграничных регионов внутри римской
территории.
Понятие организационной иерархии у готов было довольно расплывчатым, особенно
с учётом их представлений о том, что земля принадлежит свободным людям коллективно.
Это привело к сценарию, в котором готский вождь - часто уважаемый воин (и первый
среди равных) - располагал ближайшими домочадцами и вооружёнными вассалами в
качестве доступных войск, которые время от времени участвовали в набегах, будучи
связанные клятвами верности. Но римское влияние довольно сильно сказалось на
новопоселенцах-готах, которые начали использовать иерархические командные цепочки,
хотя и в более простых формах, для организации структурированных боевых отрядов.
По сути, вожди-воины постепенно заменялись состоятельными людьми. Таким образом,
богатство (в отличие от племенных связей) было важным фактором для формирования
боевых отрядов.
Комитатус часто состояла из хорошо вооружённых молодых людей
и ветеранов, происходивших из различных кланов и даже этнических групп, что
разрушало прежнюю племенную структуру. С этой целью воины такого "смешанного"
происхождения, нанятые и поощряемые своими богатыми вождями, образовали воинскую
аристократию романизированных готов в пограничных регионах. Неудивительно, что
эти полупрофессиональные вассалы приняли на себя основную тяжесть боевых действий
и даже завоевали другие близлежащие территории.
Между тем, "традиционные" римляне оставались относительно невредимыми
во главе гражданских администраций, тем более что в континентальной Европе IV-V
веков конфликты, как правило, были менее масштабными.
Ранее мы упоминали, что в течение примерно 160-летнего периода между 240 и
400 годами нашей эры готы существовали как две отдельные, хотя и не полностью
обособленные группы -романизированные готы, которые в основном служили
римскими пограничниками (со своими оседлыми семьями), и "независимые"
готы, которые до сих пор жили в непосредственной близости от родины предков.
Бывшие готы, находившиеся под римским влиянием, были известны как тервинги,
и к 5 веку нашей эры большинство представителей этой группы (хотя и не все)
сформировали вестготов.
Готы, жившие в основном за пределами традиционных римских границ, в основном
между Балтийским
и Чёрным морями, назывались грейтунги,
и точно так же большинство из них составляли ядро остготов в 5-6 веках.
Катализатором основного готского влияния на римских территориях в 5 веке нашей
эры стала гражданская война в рядах тервенгов. Среди двух враждующих здесь группировок
одна принадлежала Атанариху, который был рейксом (судьёй) - традиционной властной
фигурой, аналогом короля, - у тервенгов, а другая принадлежала Фритигерну -
командиру готов, союзных римлянам.
Атанарих желал, чтобы его владения находились вне контроля Рима. ещё более
усложняя ситуацию, он открыто отстаивал свою готскую языческую религию и как
таковой считал себя заклятым врагом римлян-христиан. С другой стороны, Фритигерн
не только считал себя союзником Рима (он жил во Фракии),
но и принял арианство (возможно, под влиянием Ульфилы Гота, миссионера, создавшего
готский алфавит) - ту же религию, которой придерживался современный римский
император Валент.
Атанарих пролил первую кровь, победив Фритигерна в открытом сражении, что вынудило
последнего обратиться за прямой поддержкой к римлянам. Император Валент, сам
будучи христианином-арианином, вмешался в гражданскую войну примерно в 367-369
годах нашей эры.
Грозное нашествие гуннов,
происхождение которых почти так же загадочно, как и готов, привело к тому, что
первой жертвой стали аланы - иранское племя с германскими предками. Следующей
целью гуннов стали готы Грейтхунги. В древних источниках упоминалось, что давление
на вышеупомянутого короля Эрманариха было настолько сильным, что тому пришлось
прибегнуть к самоубийству.
Гунны приблизились к границам Римской империи и начали теснить приграничных
готов-тервенгов, все ещё находившихся под номинальным руководством Фритигерна
(поскольку его соперник Атанарих не смог защитить тервенгов от бродячих банд
гуннов и алан). Фритигерн, как и ожидалось, снова обратился за помощью к римскому
императору, на этот раз он просил убежище в пределах римской империи. И Валент
снова удовлетворил просьбу своего союзника, позволив тервенгам переправиться
через Дунай примерно в 376 году нашей эры.
Многие готы поселились по ту сторону великой реки, что привело к значительным
изменениям в демографии региона. К несчастью для обеих сторон, местные римские
администраторы плохо обращались с беженцами-готами, включая женщин и детей.
Согласно Аммиану - римскому солдату и историку IV века - администраторы были
не только некомпетентны, но и "жадны", продавая и без того дефицитное
продовольствие отчаявшимся готам по завышенным ценам. Ситуация ещё более осложнилась,
когда отряды готов-грейтунгов, все ещё преследуемые гуннами, попытались присоединиться
к своим собратьям за Дунаем.
В конце концов недовольство переросло в полномасштабное вооружённое восстание.
Таким образом, Первая готская война столкнула и без того взбешённых готов, которые
имели численный перевес, но были относительно бесправны, с римлянами, имевшими
преимущество в материально-техническом обеспечении, но испытывавшими недостаток
в решительных войсках. В течение следующих двух лет даже Валент был вынужден
вступить в борьбу против своих старых союзников, но ни одна из сторон не одержала
полной победы. Все изменилось в битве при Адрианополе в 378 году н.э., когда
армия готов (возможно, превосходившая их по численности) одержала ошеломляющую
победу над римлянами, возглавляемую лично Валентом. По жестокой иронии судьбы
римский император принял смерть на поле боя.
Преемник Валента Феодосий I (Феодосий Великий) сумел усмирить готов, предложив
большие привилегии и наделы земли для вступающих в римскую армию, а в некоторых
случаях даже подкупив вождей. В результате большинство готов, хотя и сохранили
значительную часть своей германской культуры, глубоко укоренились на римских
территориях, по сути, как "другой" народ. Этот уникальный политический
размах был отражён в том, как римляне воспринимали готов как угрожающих иноземцев,
которых следовало либо умиротворять, либо сдерживать, но никогда не игнорировать.
К V веку разногласия между готами стали более заметными, и готы-федераты (в
основном из племени тервенгов) к югу от Дуная все чаще отождествлялись с вестготами.
Понеся тяжёлые потери в ходе последующей гражданской войны в Риме, а затем вновь
подвергшись коварному обращению со стороны своих римских военачальников, готы
подняли ещё одно восстание, возглавляемое Аларихом I - королём вестготов.
Угроза со стороны гуннов была нивелирована в результате знаменательной битвы
на Каталаунских полях (около 451 года н.э.), в которой римляне одержали пиррову
победу, в то время как готы, наряду с другими германскими племенами - франками
и алеманнами - сражались по обе стороны баррикад. Однако к этому периоду Римская
империя была изрядно ослаблена - особенно в связи с тем, что её восточная половина
(Византийская империя) уже "унаследовала" множество богатых территорий
и отдельный королевский двор в Константинополе - крупнейшем городе Европы того
времени.
А вот политическая структура Западной Римской империи была подорвана целым
рядом факторов, включая внешние угрозы и внутреннюю некомпетентность, что привело
к "утечке" ещё большей автономии в руки германских федератов - в частности,
готов. Неудивительно, что расколотая империя вскоре была поглощена (или просто
захвачена) постепенно наседающими германскими группировками. Таким образом,
готы основали свои независимые королевства в западной части континентальной
Европы: Италии, Галлии (Франции) и Иберии (Испании и Португалии).
Меч у готов и других германских племён часто воспринимался как оружие высокого
статуса, в то время как простое (но эффективное) копье считалось излюбленным
оружием "простых" пехотинцев из народа.
Более того, в готической культуре лук также был распространён в более бедных
слоях общества, что указывает на то, что рукопашный бой все ещё считался "уделом"
и "правом" благородных воинов. Учитывая эту культурную склонность
готов к прямому бою, можно предположить, что комитаты и свиты вождей и военачальников
щеголяли своим высококачественным оружием и доспехами. Поэтому, в то время как
ранние римские авторы (в частности, Тацит) явно не были впечатлены "варварами",
более поздние авторы (в частности, Аммиан) не делали различий между качеством
вооружения римлян и готов. Он упоминал, что готы были сильно отягощены тяжёлым
оружием в решающей битве при Адрианополе. В связи с этим историки выдвинули
гипотезу, что мастерство некоторых готских кузнецов, возможно, даже превосходило
мастерство их римских современников, о чём свидетельствуют археологические находки
плавильных печей и погребальных предметов.
Если говорить о греческом и римском влиянии, то, хотя ученые действительно
считают, что готы сыграли свою роль в падении Западной Римской империи, эта
роль, вероятно, несправедливо преувеличивалась и вызывала упорное неприятие
более поздних историков. Дело в том, что на объективном уровне германские конфедерации
готов лишь заполнили вакуум власти, оставленный и без того раздробленным римским
государством в 5 веке нашей эры.
По иронии судьбы, готы также пытались сохранить наследие римских институтов
- как в Итальянском королевстве при Теодорихе, так и в Иберийском королевстве
при вестготах, тем самым во многом подготовив почву для последующего выхода
Европы из пресловутого Средневековья.
|