Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Общество майя

Древние майя > Общество майя

Общество майя

Простые земледельцы у майя имели только одно имя, причем сын всегда наследовал имя отца, а дочь — имя матери. Что же касается высшей касты, то ее представители получали при рождении два имени: и отца, и матери.

К закату майяской цивилизации на Юкатане проживало около двух с половиной сотен родовитых семей, в которых браки преимущественно заключались в рамках небольшого семейного круга. Если же случалось, что брак совершался между людьми из разных семей, то это считалось большим позором.

Распределение всех верховных должностей происходило только среди альмехенов, и человеку «снизу» пробиться «наверх» было почти невозможно. Правда, здесь стоит отметить, что в Ушмале были и такие общины, ни главе которых стояли представители низкого сословия, называемые батабами, что в переводе означает «владельцы топора". Данная должность подразумевала выполнение целого ряда обязанностей, главными из которых были: сбор натуральных податей (в основном в виде какао и бобов), набор молодых воинов-пехотинцев и их обучение.

На Юкатане майяская знать и батабы жили в каменных зданиях, а бедняки, как и раньше, населяли окраины. При этом следует сказать, что в отличие от рабов крестьяне и ремесленники считались свободными людьми.

Известно, что власть над полуостровом никому не давала покоя: за нее боролись правители таких городов, как Ушмаль, Мотуль, Техота и Чичен-Ица. В результате этих кровопролитий постоянно гибли люди, исчезали с лица земли целые города. Так, например, пал Ушмаль, жителям которого пришлось искать новое пристанище. Но подобная участь ожидала только некоторых — обитатели Дворца правителей прекрасно адаптировались к новым условиям и в конце концов даже стали «благородными идальго».

Рынок

В настоящее время в городище обнаружен и местный рынок («меркадо»), где можно было приобрести косметические средства (душистые смолы, травы и т. п.), кремни, драгоценные металлы, перья редких птиц, продукты (бобовые, кукурузу, черепашьи яйца, мед, дичь, пряности и т. д.) и даже рабов.

Покупки в основном осуществлялись на деньги, которыми для майя служили бобы какао, доставляемые торговцами из Никарагуа. Так, например, хороший раб стоил до 100 бобов.

Нужно заметить, что и в те времена существовали люди, подделывавшие деньги. Аккуратно достав орех из скорлупы, «фальшивомонетчики» забивали ее небольшими комочками глины. Подобный промысел сурово наказывался, а потому далеко не каждый решался на обман.

Правовая система

Суд над преступниками (не только мошенниками, но и над убийцами, грабителями и неверными супругами) осуществлялся рядом с рынком. На южной его стороне до сих пор сохранилось небольшое сооружение с крытой колоннадой, к которой примыкает небольшой дворик, носивший название атриум. Это и было место, где заслушивались обвинения, оправдания и приговоры... При этом судья — хольпоп — восседал на каменной скамье в центре атриума.

У майя не было понятия «преступление против общества». Потерпевшим, как и преступником, всегда было какое-то конкретное лицо. По вынесении приговора преступника передавали либо в руки пострадавшего, либо его родственникам (если имело место быть убийство), которые решали его участь. В большинстве случаев приговор был зеркальным отражением преступления, то есть вор был обязан вернуть похищенное. Если же это по каким-то причинам было невозможно, то он выплачивал стоимость украденного зернами какао.

В случае убийства совершивший злодеяние умирал от руки родственника жертвы. При этом неосторожность в расчет не бралась и от ответственности не избавляла. Убийцу всегда ожидала смерть.

Несколько иначе дело обстояло с таким преступлениями как прелюбодеяние. Если любовники были застигнуты на месте преступления, то вина за содеянное возлагалась не на женщину, а на ее соблазнителя. При этом муж-рогоносец имел полное право покарать соперника, убив его большим камнем.

Иногда получалось так, что соблазнителем являлся слуги, склонивший к сожительству жену своего хозяина. В этом случае обманутый получал право вспороть живот преступившему закон и поправшему его честь, после чего вырвать его внутренности.