Древние майя
> Общество майя
Общество майя
Простые земледельцы у майя имели только одно имя, причем сын всегда наследовал
имя отца, а дочь — имя матери. Что же касается высшей касты, то ее представители
получали при рождении два имени: и отца, и матери.
К закату майяской цивилизации на Юкатане проживало
около двух с половиной сотен родовитых семей, в которых
браки преимущественно заключались в рамках небольшого
семейного круга. Если же случалось, что брак совершался
между людьми из разных семей, то это считалось большим
позором.
Распределение всех верховных должностей происходило только среди альмехенов,
и человеку «снизу» пробиться «наверх» было почти невозможно. Правда, здесь стоит
отметить, что в Ушмале были и такие общины, ни главе которых стояли представители
низкого сословия, называемые батабами, что в переводе означает «владельцы топора".
Данная должность подразумевала выполнение целого ряда обязанностей, главными
из которых были: сбор натуральных податей (в основном в виде какао и бобов),
набор молодых воинов-пехотинцев и их обучение.
На Юкатане майяская знать и батабы жили в каменных зданиях, а бедняки, как
и раньше, населяли окраины. При этом следует сказать, что в отличие от рабов
крестьяне и ремесленники считались свободными людьми.
Известно, что власть над полуостровом никому не давала покоя: за нее боролись
правители таких городов, как Ушмаль, Мотуль, Техота и Чичен-Ица. В результате
этих кровопролитий постоянно гибли люди, исчезали с лица земли целые города.
Так, например, пал Ушмаль, жителям которого пришлось искать новое пристанище.
Но подобная участь ожидала только некоторых — обитатели Дворца правителей прекрасно
адаптировались к новым условиям и в конце концов даже стали «благородными идальго».
Рынок
В настоящее время в городище обнаружен и местный рынок («меркадо»), где можно
было приобрести косметические средства (душистые смолы, травы и т. п.), кремни,
драгоценные металлы, перья редких птиц, продукты (бобовые, кукурузу, черепашьи
яйца, мед, дичь, пряности и т. д.) и даже рабов.
Покупки в основном осуществлялись на деньги, которыми для
майя служили бобы какао, доставляемые торговцами из
Никарагуа. Так, например, хороший раб стоил до 100 бобов.
Нужно заметить, что и в те времена существовали люди, подделывавшие деньги.
Аккуратно достав орех из скорлупы, «фальшивомонетчики» забивали ее небольшими
комочками глины. Подобный промысел сурово наказывался, а потому далеко не каждый
решался на обман.
Правовая система
Суд над преступниками (не только мошенниками, но и над
убийцами, грабителями и неверными супругами) осуществлялся рядом с рынком. На южной его стороне до сих пор
сохранилось небольшое сооружение с крытой колоннадой,
к которой примыкает небольшой дворик, носивший название
атриум. Это и было место, где заслушивались обвинения,
оправдания и приговоры... При этом судья — хольпоп —
восседал на каменной скамье в центре атриума.
У майя не было понятия «преступление против общества». Потерпевшим, как и преступником, всегда было какое-то конкретное лицо. По вынесении приговора преступника передавали либо в руки пострадавшего, либо
его родственникам (если имело место
быть убийство), которые решали его
участь. В большинстве случаев приговор был зеркальным отражением преступления, то есть вор был обязан
вернуть похищенное. Если же это по
каким-то причинам было невозможно,
то он выплачивал стоимость украденного зернами какао.
В случае убийства совершивший
злодеяние умирал от руки родственника жертвы. При этом неосторожность
в расчет не бралась и от ответственности не избавляла. Убийцу всегда ожидала
смерть.
Несколько иначе дело обстояло с таким преступлениями как прелюбодеяние. Если
любовники были застигнуты на месте преступления, то вина за содеянное возлагалась
не на женщину, а на ее соблазнителя. При этом муж-рогоносец имел полное право
покарать соперника, убив его большим камнем.
Иногда получалось так, что соблазнителем являлся слуги, склонивший к сожительству
жену своего хозяина. В этом случае обманутый получал право вспороть живот преступившему
закон и поправшему его честь, после чего вырвать его внутренности.
|