История Древнего мира
> Государство Урарту
Государство Урарту
В Закавказье, около озера Ван (на территории современной Турции), на горных
скалах местные жители нашли странные надписи. Первая зарегистрированная попытка
изучить эти руины была предпринята немецким учёным Фридрихом Эдуардом Шульцем
в 1827 году, который был направлен Французским азиатским обществом. Шульц сделал
копии ряда надписей и отправил их обратно в Париж. К сожалению, в 1829 году
на Шульца и его группу напали бандиты, и он был убит. Эти копии были опубликованы
только в 1840 году в Париже, где были обнаружены различные надписи древнеперсидской
и ассирийской клинописью, которые сами по себе не были полностью переведены,
в то время как остальные надписи были на неизвестном языке.
Гораздо позже советские учёные смогли прочитать их: они говорят о строительстве
городов, крепостей, каналов, о войнах и победах над врагами.
Учёные установили, что эти надписи на скалах делались по приказу царей древнего
государства Урарту, которые стремились таким образом запечатлеть все знаменательные
события своего времени. Древние текста сохранились до наших дней и рассказали
учёным много интересного о могущественном государстве Урарту. Государство Урарту
возникло в Передней Азии в IX веке до нашей эры. Жители государства занимались
земледелием, садоводством, скотоводством. Они умели делать орудия труда и оружие
из металла, ткать одежду из шерсти животных. Археологические раскопки подтвердили
достоверность надписей.
Немногие эпизоды истории столь же темны и загадочны, как Древнее царство Урарту.
Так называемое Ванское царство возникло в девятом веке до нашей эры и процветало
на территории между озёрами Ван, Урмия и Севан в регионе, который примерно соответствовал
древней Армении и который в настоящее время включает в себя части Восточной
Турции, Ирана и современной Армении. После разрушения царства его исчезновение
было настолько полным, что в классических трудах, таких как «История»
Геродота, не было чётких упоминаний о том, что Урартская империя вообще когда-либо
существовала, и лишь отрывочные упоминания в Библии.
Огромные руины Вана с их таинственными надписями на берегу великого озера были
описаны Моисеем Хоренаци (армянским летописцем 5-го века) как творение легендарной
ассирийской царицы Семирамиды - история, вероятно, почерпнутая из местного фольклора.
В середине девятнадцатого века древняя Месопотамия была на пике популярности
в Европе, а деятельность Остина Генри Лейарда и Поля-Эмиля Ботты поразила воображение
общественности, заново открыв Ассирию и Вавилон. В ходе масштабных работ по
переводу ассирийских надписей появилось название «Урарту», хотя до
сих пор оно не ассоциировалось с царством Ван.
Около горы Арарат сохранились
развалины столицы Урарту - города Тушпы. Питьевая вода текла в город по каналу
длиною в 70 километров. Археологи нашли остатки огромных дворцов. В одном из
них насчитывалось более ста комнат. Под дворцом оказалось помещение для хранения
продуктов, где было обнаружено 400 глиняных сосудов для вина.
Государство Урарту было рабовладельческим. Цари Урарту вели войны с соседними
народами. Тысячами они брали людей в плен и превращали в рабов. Рабы возводили
крепости, дворцы, дома, пролагали оросительные каналы, обрабатывали землю, пасли
стада овец, коров, лошадей.
Гористая природа центральной части Урарту предполагала относительно низкую
численность населения по сравнению с обширными территориями Ассирии на территории
современного северного Ирака, которые были намного больше и богаче в сельскохозяйственном
отношении.
Урарту состоял из более мелких частей, которые объединились, чтобы противостоять
постоянным нападениям ассирийцев. Источники слишком скудны, чтобы сказать нам,
был ли этот процесс объединения совместным или вынужденным. Однако, очевидно,
что ассирийская агрессия непреднамеренно посеяла семя, и именно события внутри
Ассирии позволили этому семени прорасти.
Вскоре Урарту снова окрепло, но в VI веке до нашей эры было окончательно расшатано
восстаниями рабов и уничтожено соседними народами. Наследниками высокой культуры
Урарту стали возникшие на его месте Армения и Грузия.
Примечательно, что самые ранние упоминания об Урарту можно найти в ассирийских
источниках. На этом этапе жители этой горной страны воспринимали Ассирию как
агрессивного властного захватчика, но ассирийская культура оказала глубокое
влияние на Урарту. Урарты использовали ту же клинопись для надписей на своих
памятниках, которая вытеснила старую иероглифическую письменность (хотя она
и не исчезла полностью).
Важно отметить, что урарты переняли ассирийские военные методы и снаряжение,
так что позже урартские армии использовали конические шлемы ассирийского типа,
которые в значительной степени заменили хурритский стиль цилиндрических шлемов
с гребнем. Таким образом, со временем ассирийская агрессия, вероятно, послужила
толчком к объединению этих горных жителей, а также источником вдохновения для
их культуры.
Ассирийский царь Салманасар I (1280-1261 до н.э.) начал кампанию по завоеванию
земель Урарту (в переводе с ассирийского означало «горное место»).
В то время население Урарту было разделено на несколько царств. В записях ассирийского
царя Такулти-Нинурты I рассказывается, что восстание 43 царей земель Наири было
подавлено.
Только в царствование Салманасара III (858-825 до н.э.) ассирийские летописи
дают представление о политических переменах, произошедших в Урарту. Это зафиксировано
в бронзовых табличках, которые когда-то были частью монументальных ворот Балавата.
Сегодня ворота находятся в Британском музее. Бронзовые рельефы представляют
собой первое визуальное изображение урартских воинов, изображённых в шлемах
в хурритском стиле с гребнями.
В записях также упоминается главный противник Салманасара - «Араму урартянин»,
чей царский город Арашку был разграблен и сожжён ассирийскими войсками. Ворота
Балавата снова рассказывают историю о том, как ассирийские армии завоевали близлежащие
царства, но из этого следует, что Урарту теперь находился под юрисдикцией одного
царя, хотя невозможно установить, насколько крепкой была его власть над этим
царством или конфедерацией.
Даже если допустить преувеличение, очевидно, что ассирийцы нанесли ещё один
сокрушительный удар по этому молодому царству, свидетельства того, что ситуация
начала меняться, появились в 834 году до нашей эры. Престарелый Салманасар III,
охваченный внутренними трудностями, был не в состоянии сам возглавить экспедицию,
поэтому он отправил своего полководца Дайана Ашшура атаковать Урарту.
Источник сообщает, что новый царь Урарту Сардури I выступил навстречу ассирийским
армиям. Исход битвы не был известен, но правление Сардури I ознаменовало новую
эру для Урарту, и впервые правление урартского царя было засвидетельствовано
надписями. Сардури наложил свой отпечаток на новую эпоху Урарту, основав новую
укреплённую столицу в Ване (Тушпа), остатки которой сохранились и по сей день,
возвышаясь на скале, возвышающейся над разрушенным городом Старый Ван. На этой
скале есть надпись, в которой Сардури описал свой поступок, назвав себя «Сардури,
сын Лутипри, великолепный царь».
Из этого мы можем видеть, что Урарту теперь было объединённым королевством
с империалистическими амбициями на манер Ассирии. Примечательно, что надпись
была сделана не только в подражание ассирийским царским надписям, но и на ассирийском
языке. В настоящее время нет никакой возможности узнать, был ли Сардури родственником
Араму или он был основателем новой династии.
Несмотря на свои достижения, Сардури, вероятно, правил довольно скромным царством,
и оно было основано во времена слабости Ассирии.
Ничто не гарантировало, что независимое Урарту не исчезнет, когда политический
ветер переменится. Преемники Сардури I должны были дополнить это ядро и развить
королевство Ван как державу, с которой следует считаться.
Сардури наследовал его сын Ишпуини, но период наибольшего расширения Урарту
пришёлся на правление внука Сардури Менуа. Имя Менуа можно найти на большинстве
надписей, свидетельствующих о его передовой политике. Свидетельства завоеваний
и строительства Менуа можно найти далеко на востоке в Калатгаре ниже озера Урмия
в современном Иране. На западе Менуа оставил своё имя начертанным на горной
крепости в Палу недалеко от города Элазигрядом с современной Малатьей примерно
в 400 километрах к западу от Вана. При Менуа урартская держава также продвинулась
на север до Бушбулака, хотя ещё не дошла до озера Севан. Наряду с этим, своим
именем Менуа назвал больше строений, чем любой другой урартский царь.
В так называемой «Хронике Хорхора», высеченной на камне в замке Ван,
записано, что сын Менуа Аргишти I расширил царство на север до озера Севан,
где урартское владычество было укреплено строительством городов-крепостей Эребуни
(на окраине современного Еревана) и Аргиштихинили. Интересно, что в отчётах
о добыче упоминаются не только полезные ископаемые и животные, но и тысячи людей.
Несомненно, они пополнили немногочисленное население королевства, участвуя в
грандиозных строительных проектах. Период местного господства Урарту основывался
на неустойчивом фундаменте.
Сардури II правил в период расцвета, а затем упадка королевства. Как и когда
закончилось его правление, неизвестно. Его сыну Русе I суждено было править
в ещё более мрачные дни. После нескольких спокойных лет ассирийская угроза вернулась
в лице Саргона II.
Ближе к концу правления ассирийского царя Салманасара III его сыновья начали
ссориться из-за наследства старого царя. Последующая борьба привела к периоду
ослабления королей, амбициозных правителей и могущественной вдовствующей королевы
Саммураммат (царицы Семирамиды из классических преданий). В конце концов Тиглат
Пиласар III (745-727) узурпировал трон после восстания в Калху и стал сильным
правителем старой школы. С этого момента дни расцвета Урарту были сочтены, хотя
царству оставалось ещё полтора столетия до его окончательного упадка.
Ассирийские летописи свидетельствуют о широкой шпионской деятельности в эти
годы - Саргон систематически собирал информацию о своих врагах - особенно об
Урарту. В 714 году до н. э. огромная ассирийская армия выступила из Калху с
целью восстановления престижа Ассирии за её северными границами. Нам посчастливилось
получить подробный отчёт об этой экспедиции, который сейчас хранится в Лувре.
В нём Саргон не только описывает сражения и тяготы своей армии, но и даёт одно
из самых подробных описаний самого Урарту, дополняющее лаконичные урартские
надписи. Армии Саргона нанесли поражение войскам Руса у горы Уауш (ныне гора
Саханд). Затем захватчики вторглись на земли Урарту и обогнули озеро Ван, уничтожая
деревни, виноградники, фруктовые сады и системы каналов.
Нет никаких свидетельств о том, что сам Ван подвергся нападению, но последний
жест Саргона, возможно, был довольно жестоким: он уничтожил близкого союзника
Урарту Мусасира и храм Халди - главного божества Урарту. В отчёте Саргона утверждается,
что, когда Руса услышал об этом осквернении и «перемещении бога Халди»
в Ассирию, он покончил с собой, хотя учёные не смогли это подтвердить. Как ни
странно, ассирийский рассказ свидетельствует о невероятном богатстве Урарту
и его союзников.
Ванское царство было унижено, но все ещё представляло собой значительную державу.
Новый царь Аргишти II предпринял энергичные усилия, чтобы восстановить престиж
королевства в борьбе с колеблющимися правителями и непокорными данниками.
Кроме того, правление Аргишти II показало, что в Урарту по-прежнему строили
крепости и памятники. Некоторые исследователи Урарту сомневаются в том, что
ассирийская версия событий отражает всю историю, и что даже перед лицом этих
нападений Урарту был более стойким. Горный характер царства позволял урартам
укрываться в горных крепостях и уводить свои стада в скрытые долины. Посетителя
территории древнего царства поражает, что с высокой точки можно видеть буквально
на десятки миль вокруг, и армия вряд ли сможет приблизиться незамеченной.
В ассирийских летописях часто говорится, что они заперли урартов в крепостях,
что может свидетельствовать о том, что захватчики ничего не могли сделать, поскольку ассирийские методы осады, которые
так хорошо работали в Палестине, были неприменимы в горах Урарту.
В некотором смысле жители земель Урарту были вынуждены к объединению
после четырёх столетий набегов, и они были не одиноки; Арам-Дамаск был центром
недолговечного левантийского союза против Ассирии.
Однако в случае с Урарту это привело к правлению одной династии и развитию
царства с ярко выраженной самобытностью. Это нашло отражение в развитии художественного
стиля, который сразу же становится узнаваемым как урартский.
Очевидно, это было дворцовое искусство правящей династии, и оно в равной степени
было обязано ассирийским образцам, как и урартскому государственному искусству.
Однако сохранились некоторые поразительные артефакты, такие как группа бронзовых
статуэток львов, а также великолепных мифических существ, которые сочетают в
себе тела быков, львов и орлов с человеческим обликом. Когда-то эти предметы
были частью единого трона, который, как полагают, был обнаружен в Топраккале
охотниками за сокровищами, а теперь разбросан по коллекциям Парижа, Лондона,
Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.
Что касается урартского монументального искусства, то почти ничего не сохранилось,
за исключением статуи бога Тейшебы, которая сейчас находится в музее Вана, но
мы знаем о её существовании из ассирийских источников.
Централизованное правление ванских царей также оказало влияние на ландшафт
Урарту. Наследники Сардури были великими инженерами-гидротехниками. Они построили
множество каналов для орошения земель. Урартские цари явно гордились этими начинаниями,
которые были отражены в надписях. Канал Шарам-Су, построенный во времена правления
Менуа, протянулся от долины Хошап до озера Ван на расстояние 70 км и всё ещё
функционирует сегодня - спустя более двух с половиной тысячелетий.
С приходом к власти Тиглатпаласара III в 745 году до н.э. в благосостоянии
Ассирии наступил подъём за счёт Урарту. В начале своего правления Тиглат Пиласар
пишет, что он разгромил Урарту и её союзников в битве при Арпаде в 743 году,
а в 735 году возглавил экспедицию против столицы в Тушпе, в ходе которой ассирийцы
опустошили окрестности города, но не смогли взять крепость на скале.
В конце 1870-х - начале 1880-х годов Лейард отправил своего протеже Ормузда
Рассама на раскопки в Ван и близлежащем Топраккале. В Ване кладоискатели тщательно
выполнили свою работу. Замок Ван пострадал от набегов охотников за сокровищами,
и на рынке антиквариата стали появляться археологические экспонаты, особенно
из бронзы. Эти находки были приобретены такими музеями, как Британский музей
и Эрмитаж в Петербурге, но были ошибочно отнесены к ассирийской или даже персидской
эпохе Сасанидов. К сожалению, многие артефакты были помещены на хранение или
выставлены в ассирийских отделах музеев. Борис Петровский - известный российский
специалист по Урарту - иронично заметил, что большую часть археологических исследований
царства Ван пришлось проводить в подвалах Британского музея.
Нельзя забывать о вкладе советских археологов в последующие десятилетия, и,
несмотря на идеологию, их исчерпывающий и методичный подход был желанным противоядием
от деятельности кладоискателей и энтузиастов-любителей. Эти раскопки в таких
местах, как Камир-Блур и Эребуни, дали впечатляющие результаты, которые значительно
продвинули понимание истории Урарту.
|