История России > Советские плакаты
Советские плакаты
Предлагаем вашему вниманию коллекцию советских плакатов 20-го века, которые
охватывают почти всю историю советского времени со времён революции и до развала
страны Горбачёвым и Ельциным в 1991 году.
Хотя плакаты выпускались в России до революции, их быстро затмили советские
пропагандистские плакаты. Ленин создал первую по-настоящему современную пропагандистскую
машину - от почтовых марок и первомайских парадов до монументальных скульптур.
Пожалуй, её самой яркой, драматичной и всепроникающей формой был плакат.
Все советские плакаты можно разделить на пять периодов.
1. Большевистская эпоха (1917-1921) была борьбой не на жизнь,
а на смерть за красную идеологию. Пропагандистские плакаты были повсюду, поскольку
большевики боролись за победу в Гражданской войне против белых и сражались с
поляками за контроль над Украиной и частью современной Беларуси. Ранний советский
плакат (насчитывается невероятное количество в 3600 рисунков) - отличался революционным
пылом и острым остроумием. Были изобретены мощные визуальные символы, такие
как красная звезда, серп и молот.
Для начала двадцатых годов характерны насущные плакаты: воззвания к солдатам
и крестьянам, призывы бороться с белогвардейцами, капиталистическими наймитами
и кулаками, а также освещающие житейские вопросы: продовольственные карточки,
всеобщая грамотность, борьба с эпидемиями и голодом и т.д.
2. Новая экономическая политика (1921-1927) была периодом
восстановления и относительной свободы для страны, разорённой войной, голодом
и острым противостоянием. В этот период преобладает реклама процветающего класса
мелких капиталистов и множество плакатов о немом кино для развлечения и просвещения
масс. Эти плакаты «Бурных двадцатых» буквально произвели революцию
в искусстве 20-го века благодаря своему авангардному конструктивистскому стилю,
который соответствовал духу таких фильмов, как «Броненосец Потёмкин»
и «Человек с кинокамерой».
Серия общеполитических плакатов включает работы с первых дней советской власти
и особенно характерна для конца 1920-х годов - периода, который совпадает с
«культурной революцией» И. В. Сталина.
3. Первый и Второй пятилетние планы (1928-1937) были драконовским
стремлением Сталина превратить Россию в полностью коммунистическую промышленно
развитую державу. Резкие, новаторские фотомонтажные плакаты Первой пятилетки
отражали героическую сторону этих усилий, за которыми последовали чистки конца
30-х и отступление от авангардного искусства в период Второго плана к более
прозаичному соцреализму.
Довоенные советские плакаты подчёркивают преимущества коммунизма и первой «пятилетки»
для трудящихся, достижения СССР при коммунизме, религию как врага народа, а
также борьбу с капитализмом и его закат.
4. Великая Отечественная война (1939-1945) привела к возрождению
великой эпохи большевистского плаката. Тотальное нападение Вермахта в 1941 году
вынудило вернуться к символике эпохи гражданской войны, чтобы раздуть патриотический
огонь в сердце страны.
5. Холодная война (1946-1984). У холодной войны было три периода:
Начало холодной войны (1946-1953). Сталин руководил восстановлением после
Второй мировой войны внутри страны и за рубежом с помощью энергичных экономических
программ, консолидации Советского блока в Восточной Европе и разработки советской
атомной бомбы. В плакатах этот период ознаменовался возвращением к «социальному
реализму» с преобладанием утопических взглядов на СССР и Иосифа Сталина.
Эпоха оттепели (1954-1963). Смерть Сталина привела к ослаблению репрессий
в Советском Союзе, поскольку Хрущев укрепил власть. Он сосредоточился на внутреннем
развитии и мирном сосуществовании с Западом (несмотря на острые столкновения,
такие как Карибский кризис).
Серия «Двадцать второй съезд коммунистической партии» включает предвыборные
плакаты начала 1960-х годов, наглядно иллюстрирующие Н.С. Обещание Хрущёва догнать
и перегнать Америку (что, в конечном счёте, не удалось и заложило первые предпосылки
развала СССР).
Плакаты времён Хрущёва изображают силу СССР в промышленном развитии, иллюстрируют
производство потребительских товаров, электрификацию и национальное благосостояние;
а также проблемы, стоящие перед капитализмом.
Эпоха застоя (1964-1984). Экономический застой наступил, поскольку Брежнев
и его преемники были не в состоянии изменить все более бюрократический застой
Советского государства. В шестидесятые и семидесятые годы лучшие снимки были
посвящены Вьетнаму и империализму по всему миру, а также космосу и гонке вооружений.
6. Перестройка (1985-1991) Горбачёв положил начало эре гласности,
чтобы стимулировать советскую экономику рыночными стимулами и способствовать
миру во всем мире. К 1991 году провал его экономического плана был полным, поскольку
распался Советский Союз. Тематика плакатов того периода также порывала с прошлым.
Основными темами были гласность, реструктуризация экономики, победа над бюрократией
и сталинскими реакционерами, алкоголизм и разоружение с США. Подробнее смотрите
на нашей онлайн-выставке.
Серия «Эпоха перестройки» представляет собой собрание плакатов конца
1980-х годов, которые являются острым напоминанием об обещаниях и опасностях
периода «перестройки» и «гласности» при М. С. Горбачёве.
|