Достопримечательности
Карелии > Беломоро-Балтийский канал
Беломоро-Балтийский канал
Беломоро-Балтийский канал, связывающий Онежское
озеро с Белым
морем, проходит через юг Ладожского
озера (через Свирь)
и имеет, соответственно, выход к Балтийскому
морю. Его строили заключённые ГУЛАГа в 31-33 годах XX века. Строительство
канала велось довольно быстро — открытие состоялось уже 2 августа 1933
года. Общая протяжённость строения равна 227 километров.
Путь, по которому проложен Беломоро-Балтийский водный проект, использовали
паломниками ещё в XVI-XVII веке. Эта дорога давала им возможность посещать Соловецкий
монастырь. Ещё со времён Петра I вставал вопрос о соединении Балтийского
моря с Белым, позднее к проекту канала вернулись в 19-м веке, но случилось это
строительство осуществили лишь в эпоху Сталина.
Впервые во времена Северной войны идею о строительстве канала выдвинул Пётр
I. В XIX веке было составлено четыре плана по строительству искусственного объекта,
но вскоре они были все отвергнуты из-за их дороговизны.
Власти вернулись к вопросу по возведению Беломоро-Балтийского проекта лишь
в 30-е годы XX века. В июле были рассмотрены все имеющиеся проекты по строительству,
а уже через месяц начались строительные работы. Строительство длилось практически
два года.
Строительство канала велось заключёнными ГУЛАГа, численность которых в начале
составила около 125 тысяч человек. Из-за высокой смертности зэки часто менялись,
в результате чего за весь период строительства было задействовано около 250
тысяч заключённых. По официальным источникам за время возведения канала всего
умерло 12 800 тысяч человек, однако в реальности погибли десятки тысяч.
За время Второй Мировой войны канал претерпел большие разрушения. Южная часть
Беломоро-Балтийского канала была практически полностью разрушена. Кроме этого,
значительно пострадала вся инфраструктура искусственного водного сооружения.
После окончания ВОВ канал был быстро восстановлен и введён в эксплуатацию
уже к середине лета 1946 года. А после того, как в 1964 году была введена система
Волго-Балтийского водного пути, пропускная способность водного канала существенно
возросла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция, по итогу которой
глубина судового хода в канале увеличилась почти до четырёх метров.
|