Население стран АзииАзия занимает примерно треть площади суши в мире и является домом для примерно
трех пятых ее населения. Континент включает в себя две самые густонаселенные
страны, Китай и Индию, на долю которых вместе приходится почти две пятых всего мирового
населения.
Примерно в 1750 году было бы относительно легко описать численность населения
и этническое распределение Азии. Вся северная Евразия была довольно слабо заселена
разнообразными палеосибирскими, тунгусскими и тюркскими народами, которые, как
и в древности, занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей или скотоводством.
У некоторых групп, таких как ненцы, саха и чукчи, была несколько отличающаяся
экономика, сосредоточенная на одном виде деятельности или на видах деятельности,
которые менялись в зависимости от сезона.
Центральная Азия, Тибет и Монголия образовали смешанную зону, в которой доминировали
кочевые скотоводы, такие как буряты, монголы и киргизы, в то время как нижние
плато и речные долины были усеяны сельскохозяйственными районами, населёнными
таджиками, уйгурами, узбеками и другими группами. Плотность населения была относительно
небольшой; горные районы заселялись только летом, но население было локально
сконцентрировано в таких крупных оазисах, как Ташкент, Самарканд, Каши (Кашгар)
и Урумч, с меньшими группами вокруг меньших источников воды. Аналогичная
картина преобладала в Юго-Западной Азии, которая в то время была населена иранскими,
арабскими и тюркскими народами с рассеянными этническими меньшинствами. Население
было сосредоточено вокруг пригодных для обработки земель, водных ресурсов или
травянистых пастбищ.
Южная и Восточная Азия демонстрировали более сложный состав населения. Самые
крупные компоненты состояли из высокоцивилизованного населения низменностей,
издавна осевшего на своей земле и занимавшегося оседлым сельским хозяйством
и ремесленным производством. Рыночные посёлки были разбросаны по сельской местности,
а множество маленьких портовых городков усеяло морские побережья. Плотность
населения была самой высокой в низменностях с наилучшими сельскохозяйственными
условиями, которые также были заселены дольше всего, таких как Северо-Китайская
равнина, долина реки Янцзы (Чанцзян), южная Япония, прибрежный Вьетнам, низменности
Явы и долины рек Ганг (Ganga) и Инд.
Более мелкие компоненты включали разнообразные этнические группы, рассеянные
во влажных дельтовых низменностях, таких как реки Ганг, Иравади, Чаопрайя и
Меконг; центральную равнину острова Лусон на Филиппинах; северную Суматру и
Малайский полуостров. Группы также были разбросаны по большей части холмистой
и низкогорной местности. Их быт сочетал охоту и собирательство с оседлым или
сменным земледелием (возделыванием новых земель для каждой последующей культуры).
Как правило, в этих менее густонаселённых районах небольшое население было рассеяно
по деревенским поселениям, которые поддерживались за счёт натурального хозяйства;
существовало ограниченное кустарное производство, а торговля ограничивалась
второстепенными товарами. Наги на северо-востоке Индии, высокогорные карены
в Мьянме и хмонги (также известные как мяо) в Лаосе являются примерами такого
образа жизни. В Азии наблюдаются большие различия в темпах прироста населения. Темпы роста в большинстве азиатских стран снижаются, но, несмотря на это, по оценкам Организации Объединённых Наций, к 2050 году население континента превысит пять миллиардов человек, что более чем на две пятых больше, чем предполагалось в 2000 году. Также были предсказания, что к 2030 году население Индии обгонит население Китая. Развитая Япония имеет по существу статичное, но стареющее население. Население Казахстана, Армении и Грузии сокращается. Однако арабские страны Ближнего Востока имеют одни из самых высоких в мире темпов прироста населения: в некоторых арабских странах более 3 процентов в год. Отчасти это отражает мусульманские традиции, которые неодобрительно относились к контролю над рождаемостью и предоставляли женщинам меньший контроль над фертильностью. Следующим наиболее быстрорастущим регионом является Южная Азия. Темпы роста в крупнейшей стране региона, Индии, хотя и были высокими, значительно снизились в 1990-е годы, как и в Бангладеш, хотя в Пакистане сохранялись несколько более высокие темпы роста. Темпы роста в Юго-Восточной Азии в целом несколько ниже, но они сильно варьируются в зависимости от страны: самый высокий показатель в Лаосе и относительно низкий в Таиланде. Восточная Азия, в настоящее время самый густонаселённый регион, имеет относительно низкие темпы роста. Это отражает не только статичность населения Японии, где коэффициент рождаемости фактически упал ниже уровня воспроизводства, но и влияние политики Китая в отношении одного ребёнка, которая способствовала ежегодному росту менее чем на 1 процент к концу 1990-х годов. Регионами с самыми низкими темпами роста являются Северная и Центральная Азия, где численность населения в некоторых странах фактически сокращается. Эти различия по всей Азии отражают различия в культуре, религии, образовании, экономическом развитии и государственной политике. Большинство неисламских азиатских стран, осознавая негативное влияние высоких
темпов прироста населения на экономический рост и социальный прогресс, приступили
к осуществлению официальных программ контроля рождаемости, которые увенчались
значительным успехом. Японская программа, пожалуй, была самой эффективной. Существующая
со времён Второй мировой войны, она включает в себя широко разрекламированные
услуги по планированию семьи, легализованные аборты и предоставление средств
контрацепции. Действительно, уровень рождаемости в Японии снизился настолько
резко, что средний возраст населения увеличился, и примерно в 2010 году численность
населения фактически начала сокращаться. В Китае штрафы и другие меры наказания
были наложены на родителей, которые заводят второго ребёнка без одобрения правительства,
хотя к началу 21 века Китай постепенно начал смягчать свою политику в отношении
одного ребёнка. Южная Корея, Тайвань, Индия и Шри-Ланка предлагают услуги по
планированию семьи и контролю рождаемости. Аналогичная политика и планы существуют
в некоторых исламских странах, таких как Пакистан, но пользуются меньшей открытой
общественной поддержкой. Страны Юго-Восточной и Юго-Западной Азии отстают в
реализации официальных программ, но общественное сознание и базовое планирование
выросли.
В некоторых азиатских странах, особенно в Индии и Шри-Ланке, а также в Пакистане
и ряде других преимущественно мусульманских стран, мужчин больше, чем женщин
во всех возрастных группах, в то время как в других странах, таких как Китай,
наблюдается заметный избыток мужчин в большинстве возрастных групп. Соотношение
полов в этих местах отличается от того, что наблюдается в западных индустриальных
странах, и о причинах этого существуют споры. Во многих азиатских обществах
существует культурное предпочтение сыновьям, и есть свидетельства того, что
— по крайней мере иногда — зародыши женского пола в некоторых азиатских странах
подвергались выборочному аборту. В некоторых странах социальные установки могут
объяснять разницу в показателях смертности между полами после рождения, например,
за счёт предпочтительного обращения с мужчинами и их питания. В Китае политика
«одного ребёнка» создала дисбаланс в пользу детей мужского пола. Во
многих странах вступление в брак по-прежнему происходит раньше, чем в западных
странах, и этот факт может ещё больше склонить общий баланс в пользу мужчин
из-за относительно высокого уровня смертности молодых матерей при родах.
Перемещение населения из сельских районов в города Азии является беспрецедентной
миграцией. В Китае система разрешений на проживание направлена на контроль потока
мигрантов, но многие крестьяне переезжают в китайские города даже без официальных
разрешений. В Индонезии, напротив, фактически отсутствует контроль, хотя и проводится
политика, направленная на то, чтобы попытаться распределить места новых рабочих
мест в промышленности. Поскольку промышленность становится все более механизированной,
она часто не обеспечивает значительного пропорционального роста занятости. Именно
в секторах услуг расширяющихся городов наблюдается самый быстрый рост занятости
за последние годы. В более бедных странах значительная часть роста занятости
приходится на так называемый неформальный сектор — термин, обозначающий небольшие,
часто семейные предприятия, работающие вне государственного регулирования или
контроля и занятые в основном мелкими услугами или мелким производством. Сельское хозяйство остается основой экономики Азии, хотя доля населения, занятого
в сельском хозяйстве, неуклонно сокращается. Хотя большинство земель во многих
частях Южной и Восточной Азии были переведены под возделывание, а многие бывшие
пастбищные угодья в Юго-Западной и Центральной Азии в настоящее время орошаются,
широкие экологические факторы, упомянутые выше, продолжают приводить к географическим
колебаниям численности населения и экономической активности. Части Южной и Восточной
Азии могут поддерживать плотное население. В более влажных регионах на юго—западе
- например, в Турции и северном Иране — проживает большое население.
Однако в Юго-Западной и Центральной Азии в целом продуктивность сельского хозяйства
и плотность населения заметно различаются в зависимости от региональной структуры
осадков или наличия воды во влажных высокогорных районах поблизости. В республиках
Центральной Азии прежний скотоводческий кочевой образ жизни трансформировался
в организованный перегон скота (т.е. сезонную миграцию скота между низменностями
и горами); следовательно, семьи, которые ранее вели кочевой образ жизни, стали
постоянными жителями деревень, и только пастухи сопровождают стада. Северная Азия остается слаборазвитым регионом, где короткосезонные культуры
произрастают в предпочтительных южных районах, даже несмотря на то, что выведение
новых сортов распространило сельское хозяйство на север. Арктическая окраина
осваивается на основе эксплуатации минеральных ресурсов, но только в определенных
населенных пунктах. Сибирь остаётся малонаселенной, население сосредоточено
в разбросанных местных городских центрах. Плодородные в сельскохозяйственном
отношении речные равнины Южной Азии, Китая и Юго-Восточной Азии поддерживали
плотное сельское население и крупные города с самого зарождения цивилизации.
Орошаемое земледелие обеспечило избыток средств к существованию городской элиты. Плотность населения в Азии повсеместно возросла, а модернизация сельского хозяйства,
расширение добычи полезных ископаемых и индустриализация привели к культурным
изменениям. Некоторые из небольших этнических групп вымирают, но более крупные
группы часто принимают перемены и увеличивают свою численность. В Южной и Восточной
Азии растущее население низменностей оказывает сильное давление на имеющиеся
земли, поскольку плотность населения превышает 2000 человек на квадратную милю
(750 на квадратный километр). В Индонезии правительственные программы побудили
фермеров переселиться с Явы, одного из самых густонаселённых мест на Земле,
на более малонаселённые индонезийские острова, где этнические яванцы иногда
вступают в конфликт с коренными народами.
Аналогичным образом, в Центральной Азии как китайские, так и российские программы
переселения привели к перемещению народов из густонаселённых регионов в приграничные
зоны с целью освоения как сельскохозяйственных, так и промышленных ресурсов.
В южной Сибири советская программа расселения распространила расселение русских
и различных этнических меньшинств на восток до Тихого океана и на север вдоль
каждой речной долины до Северного Ледовитого океана. В результате многие палеосибирские
этнические группы поглощены.
Израиль, Япония и Сингапур входят в число наиболее урбанизированных стран
мира, а Азия претендует на несколько крупнейших мегаполисов мира. Такая концентрация
обусловлена двумя основными факторами: естественным приростом населения в самих
городах и крупномасштабной миграцией из сельской местности в города. Во многих
городах, таких как Калькутта, Мумбай, Бангкок, Джакарта, Манила и даже Шанхай
непрекращающийся приток мигрантов превышает существующие возможности по предоставлению
рабочих мест, услуг и надлежащего жилья вновь прибывшим. В результате получаются
скваттерные поселения и трущобы, в которых может проживать до половины населения
города. В таких районах, как правило, отсутствует надлежащее водоснабжение,
электричество, канализация и транспортные средства, хотя со временем качество
временных жилищ часто улучшается.
В некоторых районах появляется характерная крупномасштабная адаптация, называемая
расширенным мегаполисом. При таком развитии событий расширяющиеся окраины крупных
городов сливаются с окружающей сельской местностью и деревнями, где сохраняется
высоко коммерциализированная и интенсивная форма ведения сельского хозяйства,
но при этом все большая часть доходов фермеров поступает от несельскохозяйственного
труда. Происходит некоторая децентрализация городской промышленности, и многие
новые рабочие места в промышленности и сфере обслуживания становятся доступными
для сельского населения. Перемещение товаров и людей является обширным, хотя
и базовым, и осуществляется с помощью велосипедов, мопедов, тележек, грузовиков,
автобусов и поездов. Квазисельские окрестности городских центров предлагают
как инвесторам, так и жителям такие преимущества, как более низкая стоимость
земли, лучшие рынки труда и меньшие заторы и загрязнение окружающей среды, чем
в самих городах. Таким образом, модель расширенного мегаполиса является альтернативной
формой городского роста, которая помогает перенаправить то, что в противном
случае могло бы стать непреодолимым потоком мигрантов, в крупные города. Пекин-Тяньцзинь,
Шанхай-Нанкин, Гонконг-Гуанчжоу, Дели-Нью-Дели, Мумбай-Пуна и Сеул являются
примерами форм роста, которые в конечном итоге могут привести к развитию мегаполисов,
характерному для таких, как Токио–Иокогама-Осака-Кобе в Японии.
Бахрейнцы — смешанное арабско-персидское население, 90 % которого проживает
в городах. Более 85 % жителей исповедуют ислам: из них 65 % — шииты, 35 % —
сунниты. Действует исламская правовая система шариат. Более половины жителей
— рабочие-иммигранты и члены их семей, прибывшие главным образом из Ирана; в
стране много уроженцев стран Европы и Южной Азии. Гражданами Бахрейна признаются
также представители индийского, пакистанского и персидского меньшинств, которые
проживают в стране уже в течение нескольких поколений. Государственный язык
— арабский; английский служит языком делового общения. Кроме того, используются
хинди, урду и фарси (персидский).
70 % жителей страны называют себя грузинами. Самыми многочисленными меньшинствами
являются армяне — около 8 %, по 6 % приходится на азербайджанцев и русских.
Кроме того, в Грузии проживают абхазы, курды, греки, украинцы, осетины, евреи,
белорусы, ассирийцы, татары. Государственным языком является грузинский, который
называется также «картвели». На нём разговаривает больше людей, чем на любом
другом кавказском языке. На Кавказе, который называют «горой языков», господствует
большая языковая плотность. Кроме грузинского, в Грузии используются и другие
кавказские языки, в том числе лазский, мегрельский, абхазский, сванский и батский.
Грузинский алфавит состоит из 34 знаков, и его происхождение неизвестно.
В Иордании один из самых высоких в мире показателей рождаемости. Вследствие
этого в стране почти 60 % населения моложе 15 лет. 98 % жителей составляют арабы,
остальная часть — этнические меньшинства, такие как черкесы, армяне, курды и
турки. К арабскому большинству относятся также около 1,5 млн палестинцев. Высокая
доля черкесов (1 %) — следствие политики Иордании, направленной на предоставление
политического убежища беженцам. Черкесы (адыги), приверженцы ислама, впервые
прибыли в Иорданию с Кавказа во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в
которой они участвовали на стороне турок и были расселены османами в тогдашней
Трансиордании. Их потомки являются мусульманами-суннитами и сегодня пользуются
в Иордании всеми правами и полным равенством.
Население Йемена состоит почти исключительно из кменских арабов. К этническим
меньшинствам относятся махра, народ, корни которого неясны и который занимает
часть восточного Йемена, а также остров Сокотра, и который говорит на варианте
древнего химьяритского языка. На прибрежной равнине Тихама на протяжении многих
столетий происходили миграции из Эфиопии и Сомали. В прибрежном населении присутствует
явная африканская примесь (это видно по местным жителям – многие из них похожи
не на арабов, а на негров). Традиционная тесная связь с Африкой проявляется
не только в негроидных чертах местных жителей, но и, скажем, в оформлении хижин.
Даже сами деревни организованы в этом регионе в духе африканского племенного
сообщества. Также здесь есть особая социальная группа, известная как ахдам,
которые выполняют чёрную работу и наиболее близка к нишей касте (как в Индии).
На крайнем севере все ещё сохранились небольшие остатки некогда крупных еврейских
общин (большинство мигрировало в Израиль после 1948 года), в то время как в
районе Адена и восточных регионах в населении отчётливо присутствуют сомалийские,
индонезийские и индийские элементы, наследие британской колониальной эпохи,
а также экономического и политические связи, насчитывающие более двух тысячелетий.
Распределение населения по областям Ирака очень неравномерно. Густо населённые
городские агломерации, такие как Багдад, являются полной противоположностью
обширным незаселённым регионам на юго-западе страны. Речные берега Евфрата и
Тигра с давних пор создают идеальные условия для проживания. В сельских местностях
до сих пор широко распространён кочевой или полукочевой образ жизни. Войны,
происходившие в последние десятилетия в Персидском заливе, не только повлекли
за собой бесчисленные человеческие жертвы, но и разорили большинство населения.
В некоторых частях страны сложилась катастрофическая ситуация со снабжением.
Более двух третей иракцев составляют арабы, самым многочисленным меньшинством
являются курды, проживающие в основном на севере страны (15 %); есть также турки,
иранцы, армяне и сирийцы. Государственным языком признан арабский.
На протяжении тысячелетий множество народов переселялось в Иран или пересекало
его территорию. Сегодня Иран относится к странам с высоким уровнем рождаемости
и эмиграции. С 1990 г. даже шиитское правительство стало заниматься программами
контроля рождаемости с целью ограничить невероятно высокий прирост населения.
Иран, расположенный на пересечении древних торговых путей, не раз попадал под
власть других держав. На него оказали влияние самые различные народы и культуры.
Иран — единственная страна, в которой ислам шиитского направления является государственной
религией. Индогерманские племена, переселившиеся сюда около 2200 г. до н. э.,
дали стране название «Иран», означающее «страна ариев». Начиная с VII в. с ними
смешивались арабские завоеватели и другие пришельцы. Около 50 % населения страны
относят себя к персам. Вторую по численности группу населения — 20 % — составляют
азербайджанцы, говорящие на языке тюркской группы (азери — исчезнувший индоевропейский
язык северо-западной подгруппы иранских языков, существовавший на территории
Атропатены, современного Иранского Азербайджана, вплоть до XVII в. и вытесненный
азербайджанским языком тюркского происхождения).
С началом экспорта нефти население Катара увеличилось в 30 раз. Эмигранты возвратились
обратно, затем стали приезжать иммигранты, а также североамериканские и европейские
специалисты. Сложилось потенциально опасное соотношение граждан. Только каждый
пятый из занятых в частном секторе — коренной житель страны. Коренные катарцы
— потомки бедуинов, проживающих на полуострове в течение столетий. Потомки основателей
государства занимают ведущие посты. По бедуинской племенной традиции правящая
династия аль-Тани заботится о благе народа: граждане страны имеют в собственности
землю, освобождены от налогов, оплаты воды, электричества и медицинского обслуживания,
получая таким образом свою долю из государственного бюджета. Катарцы работают
в основном в госсекторе, правда зарабатывают дополнительно за счёт зарубежных
фирм, которые регистрируются в стране под именами местных граждан.
Открытие месторождений нефти, которая экспортируется с 1946 г., превратило
Кувейт в одну из самых богатых стран мира. Коренные жители — арабы-кувейтцы,
имеющие кувейтские генеалогические корни с 1920 г., составляют лишь 45 %. Остальные
жители являются выходцами из других арабских стран (35 %), Египта, Ирана, Пакистана,
Индии, Шри-Ланки и Сирии (14 %). Урбанизация в Кувейте самая высокая в мире
— 98 %. В связи с тем, что некоторые из переселенцев приветствовали оккупацию
страны Ираком в 1990-1991 гг., правительство намеревается уменьшить зависимость
от иностранной рабочей силы посредством политики «кувейтизации» населения.
Жители Кувейта исповедуют преимущественно ислам суннитского направления. Однако
есть и шииты. Немногочисленные христиане относятся к Римско-католической церкви.
Кувейтцы с гордостью носят национальное белое одеяние — дишдаш, — прикрывающее
до ступней ног, и головной убор — куфию.
Нефтяной бум 1960-х гг. полностью пере-1 вернул жизнь в Объединённых Арабских
Эмиратах. Прошлое и прогресс существуют здесь параллельно. Хай-тек и небоскрёбы
то тут, то там смешиваются с арабским барокко, создавая новый, оригинальный
образ городов. Жилые дворцы с плавательными бассейнами возвышаются в пустыне
как карамельные домики. Вместе с тем скромные хижины и шатры ещё не полностью
исчезли. В отдалённых пустынных районах можно встретить бедуинов на роскошных
«мерседесах», оснащённых специальными шасси с колёсами от грузовых автомобилей.
Как и 50 лет назад, по стране передвигаются верблюды, только теперь иногда на
грузовиках по довольно хорошим дорогам. В Дубае старые кочевники всё ещё бродят
по пустыне со своими животными и палатками, а по барханам проносятся сандбордисты
на песчаных лыжах. Всего 15 % из 800 тыс. жителей Дубая составляет коренное
население.
Большинство населения - арабы, но поскольку страна имеет многовековую историю
торговли, то здесь широко распространены межнациональные и межэтнические браки,
в частности, с жителями Восточной Африки. Внутренние племена бедуинов, ведущие
кочевую жизнь, также смешиваются друг с другом, поскольку современные дороги
и коммуникации существенно упрощают переезды и фактически «укорачивают»
маршруты кочевания. Одна из традиционных бедуинских групп - вахибы, обитающие
в песках Вахиба на северо-востоке Омана. Но сейчас они очень немногочисленны.
Джабали - другая бедуинская группа, живущая в горах Дхофар и мигрирующая зимой
с гор на побережье. В Маскате проживает большая группа индийцев, этой колонии
уже 200 лет. На севере страны есть масса людей с персидскими корнями. Много
переселенцев приехало в Оман со Среднего Востока: из Палестины, Иордании, Сирии,
а также из Великобритании, США, Австралии и Европы.
Согласно древним источникам, население Палестинских земель в основном составляли
семиты. В поселениях жили скотоводы и зажиточные земледельцы, владевшие навыками
обработки меди. Территории Палестины часто посещали египетские захватчики. В
период Среднего царства практически все государства Передней Азии подчинялись
фараонам. Из аравийских земель сюда прибывали новые переселенцы, быстро освоившие
земледелие в плодородной долине. Во II тысячелетии до н. э. в результате вливания
новых народностей происходили изменения состава населения Палестины, и к этому
времени территории вблизи реки Иордан стали занимать кочевые племена хурритов
— носителей индоевропейского языка. Несмотря на сближение нескольких языковых
культур, основа палестинской речи оставалась семитической. Когда лошади стали
использоваться для перевозки грузов, передвижение населения по территориям Палестины
значительно увеличилось. Формирование разнородных племенных сообществ закончилось
полным этническим смешением, что привело к образованию союза племён гиксосов.
Традиционное общество Саудовской Аравии построено на жёсткой структуре племенной
или клановой принадлежности. В городах и деревнях Асира или Неджда считаются
социально неполноценными те жители страны, которые не могут доказать свою принадлежность
к одному из племён. Передаваемые из поколения в поколение обязательные связи
с кланом, все члены которого ведут своё происхождение от одного общего для всех
предка, жёстко регламентируют поведение отдельного индивидуума. Он не может
определять свою позицию, а вынужден подчиняться правилам и предпочтениям своего
клана. Более 50 % населения королевства составляют оседлые бедуины, культура
которых сложилась под влиянием кочевого образа жизни. Вопреки урбанизации Саудовской
Аравии, основой саудовской идентичности по-прежнему остаётся свободная бедуинская
культура.
Тай-Кадай является важнейшей этно-лингвистической группой во всей юго-восточной
Азии. 72 миллиона человек говорят на языке этой группы, начиная с долины реки
Брахмапутра в Индии, заканчивая островом Хайнань в Китае. Языковая карта южного
Китая, северо-востока Индии и юго-востока Азии ясно показывает, что предполагаемые
зоны расселения тайского народа. В одно время было два пути движение к тому,
чем сейчас является Таиланд. Сейчас население сконцентрировано именно на этих
территориях. Долина реки Меконг между Таиландом и Лаосом была как раз такой
промежуточной зоной, как и речные долины вдоль рек Нан, Пинг, Кок, Йом и Ванг
на севере Таиланда, а также различные речные долины в Лаосе и федеральный округ
Мьянмы Шан.
|