Страны Азии > Языки
Языки стран АзииДревняя
миграция, сходная по влиянию с миграцией носителей индоевропейских языков
в Западную Азию, была миграцией носителей австронезийских языков в Юго-Восточную
Азию. Как лингвистические, так и археологические данные свидетельствуют о том,
что на первых австронезийских языках, возможно, говорили на острове Тайвань
около 4000 года до нашей эры. Некоторые носители австронезийского языка отправились
на юг и запад, чтобы заселить Индонезию, Малайский полуостров и некоторые части
полуостровной Юго-Восточной Азии, где они, возможно, смешались с ранее существовавшим
населением; из Индонезии носители австронезийского языка позже колонизировали
Мадагаскар у берегов Африки. Другие распространились сначала на юг, а затем
на восток вдоль берегов Новой Гвинеи и архипелага Бисмарка, вероятно, смешавшись
с более ранними обитателями. Оттуда носители океанической подгруппы австронезийских
языков, в которую входят полинезийские языки, большинство языков Микронезии
и многие языки Меланезии, распространились почти на все острова Тихого океана,
включая далекие Гавайи и остров Пасхи. Сегодня на австронезийских языках говорят
по всей островной Юго-Восточной Азии и за ее пределами.
В течение исторического времени агрессивная экспансия отдельных этнических
групп в Азии либо вытесняла более слабые группы со своей территории, либо приводила
к тому, что вновь прибывшие брали территорию под свой контроль и низводили пожилых
жителей до статуса этнических меньшинств. Некоторые из этих более слабых этнических
групп в конечном счете утратили свою самобытность в результате смешения. В некоторых
случаях в результате смешения возникла новая этническая группа со своим собственным
диалектом. Некоторые районы Азии в настоящее время состоят из множества анклавов
различных этнических групп, каждая из которых ведет свой собственный образ жизни.
Например, в некоторых частях Юго-Восточной Азии этнические различия соответствуют
топографии: более крупные группы доминируют в государственных обществах, базирующихся
в прибрежных и приречных низменностях, а группы меньшинств с менее масштабной
племенной или клановой организацией занимают внутренние возвышенности. На территории
нынешних Индии и Пакистана миграция носителей индоарийского языка на восток
и юг привела к появлению прерывистых этнических образований.
Развитие современных форм политического управления в азиатских государствах
привело к появлению некоторых отличительных региональных моделей. Советский
Союз был первым государством, организовавшим административные округа
на этнолингвистической основе; в советский период было официально признано около
100 отдельных этнических групп, причем около 60 занимали этнические территории
с административным статусом на главном или второстепенном уровнях. Более крупные
образования, такие как Казахстан и Узбекистан, стали отдельными республиками
с распадом Советского Союза, в то время как другие сохранили некоторую степень
автономии в составе России.
Китай при коммунистическом режиме принял аналогичную систему
и изменил имперскую политическую структуру в регионах, содержащих этнические
или языковые меньшинства, — прежде всего в южном и юго-западном Китае, северо-западном
Китае и Центральной Азии. Этнический территориализм был относительно устойчивым
в Советском Союзе; но в Китае произошли изменения в границах его автономных
районов, и не всем меньшинствам была предоставлена внутренняя территориальная
автономия.
В Индии, где говорят на сотнях языков и сосуществуют многие
этнические группы, этнолингвистическое признание происходит только на государственном
уровне. Границы многих индийских штатов в настоящее время примерно соответствуют
языковым ограничениям. Многим меньшинствам не были предоставлены собственные
территории, и вопрос об этнической и языковой территориальной автономии вызвал
значительные волнения внутри Индии. Как в Индии, так и в Пакистане племенные
и пограничные органы, сформированные во время британского правления, стали полноправными
государствами на основе их культурного единства.
Мьянма (Бирма) попыталась с ограниченным успехом решить проблемы
интеграции этнических меньшинств в современную политическую структуру после
того, как несколько горных групп этнических меньшинств воинственно выступили
против форм ограниченной территориальной автономии, предлагаемых правительством.
В большинстве стран Юго-Восточной Азии этнические меньшинства медленно получали
официальное признание, хотя многие правительства в настоящее время разработали
политику по включению меньшинств в национальную жизнь.
Малайзия - многонациональное государство, в котором малайцы
составляют примерно половину всего населения, а китайцы - около четверти, а
остальную часть составляют индийцы и племенные меньшинства. Конституция Малайзии
не признает плюралистический состав страны: малайский язык является официальным,
английский также официально признается; ислам является государственной религией
(хотя свобода вероисповедания гарантирована); и главой государства должен быть
малаец. Однако политические партии часто представляют этнические группировки,
и на практике существует множество способов, с помощью которых представлены
все этнические элементы.
В большинстве государств Юго-Западной Азии этнические, языковые и религиозные
меньшинства существуют без официального признания их статуса. Ливан,
например, этнически и лингвистически является арабским государством, но значительная
часть его населения - христиане, а мусульманское население разделено на суннитов
и шиитов. В Израиле проживает значительное арабское меньшинство,
а Иран лишь наполовину является персом в этническом и языковом плане. В государствах
Персидского залива с арабским большинством проживает значительное число трудящихся-мигрантов
из Южной и Юго-Восточной Азии, а также значительное меньшинство мусульман-шиитов.
Народы полуостровной и островной Азии, однако, говорят на множестве других
языков, в том числе на австроазиатских, тайских, хмонг-мьенских (мяо-яо)
и дравидийских семьях, а также на японском, корейском,
огромном количестве австронезийских языков и неродственных
языках, объединенных в палеоазиатскую группу.
Категория сибирского ареала
На западных границах Азии также говорят на арабском и иврите
(оба афроазиатских языка) и кавказских языках, состоящих по
меньшей мере из двух неродственных семейств. За исключением обширной экспансии
русского языка (славянского языка) на восток, структура распространения
языков в Азии оставалась относительно стабильной с 18 века.
Однако многие языки, на которых говорят этнические группы численностью в несколько
тысяч человек или меньше, функционально вымерли и существуют сегодня, если вообще
существуют, только в записях лингвистов. Эти хрупкие группы не могут долго противостоять
натиску более политически и экономически влиятельных языков, которые часто навязываются
вместе с новыми культурными моделями.
Среди доминирующих языков, на которых говорят в Азии, есть русский, который
остается основным государственным языком в Сибири и по-прежнему важен в республиках
Центральной Азии, поскольку его изучают большое число жителей неславянского
происхождения. Аналогичным образом, на мандаринском китайском,
который в Китае сейчас обычно называют путунхуа (“общий язык”), говорит больше
людей, чем на любом другом языке в мире, хотя такие региональные языки, как
у и кантонский, также сохраняют свою жизнеспособность.
Дравидийские языки
В Индии, где официально признано более 20 языков, более крупные региональные
языки не сдают позиций, несмотря на огромный рост населения, говорящего на хинди.
Основные языки северной Индии, включая хинди, произошли от санскрита и являются
членами индоевропейской языковой семьи, в то время как языки южной Индии принадлежат
к дравидийской семье и включают тамильский и телугу. В Индии
используется более 10 различных письменностей. Стоимость индийской банкноты
указана на 13 индийских языках, а также на английском. Хинди и английский являются
официальными языками центрального правительства Индии. Доминирование хинди стало
политической проблемой в тех частях Индии, где он не является основным языком,
особенно на юге, где говорят на дравидийском языке.
Австронезийские языки
Островные государства Юго-Восточной Азии, каждое из которых говорит на сотнях
местных языков, приняли национальные языки для облегчения общения. Официальным
национальным языком Индонезии является индонезийский язык бахаса,
но сотни местных языков и диалектов по-прежнему используются на обширном архипелаге.
Например, на яванском языке говорит более чем в два раза больше
носителей языка, чем на индонезийском. Филиппины, где также существуют сотни
местных языков и диалектов, приняли пилипино (или филиппинский,
стандартизированную форму тагальского) в качестве национального языка, хотя
это родной язык лишь примерно одной четвертой части населения. Английский —
язык администрации, когда Филиппины были владением США, - по-прежнему широко
используется; как английский, так и пилипино являются официальными языками.
Такие факторы, как этническая миграция, расширенная торговля и политические
изменения, продолжают усложнять языковые модели во многих частях Азии. Вокруг
старых оазисов Центральной Азии и в Южной Сибири мигранты из России и изгнанные
этнические группы создали этнически и лингвистически смешанное региональное
население. По мере того как русские из Европы переезжали в новые города Центральной
Азии и Западной Сибири, русский стал языком городов; более старые языки были
распространены главным образом в сельской местности. В других областях экономическая
привлекательность городов, как для иностранцев, так и для сельской бедноты,
привела к созданию все более сложных городских языковых моделей.
Учёные изо всех сил пытались определить арабский как язык. С одной стороны,
можно указать на язык Корана (или Коран, священная книга ислама) как на идеальный
архетип (или аль-лугах аль-фуад, “самый красноречивый язык”). Классический арабский,
на котором было написано большинство досовременных литературных произведений,
очень близок к этому языку. Современный стандартный арабский язык, который существенно
отличается от классического арабского языка по стилистическим и лексическим
соображениям, используется в большинстве публикаций, начиная от газет и заканчивая
романами, а также в официальных передачах, таких как новостные программы и политические
выступления. В этой статье в первую очередь описываются эти стандартные разновидности.
С другой стороны, разговорные разновидности арабского языка, некоторые из которых
взаимно непонятны, существенно различаются. На самом деле такие вариации могут
предшествовать появлению письменного языка на столетия.
|