Разнообразные творческие элементы архитектуры объединились при проектировании
и строительстве небольшой церкви Спаса в Абрамцево.
Хотя Хотьковский
монастырь находился менее чем в 3 км от него, частые наводнения во время
Пасхи убедили Мамонтова построить церковь на территории усадьбы.
Совместные усилия по строительству церкви, посвящённой иконе Спаса Нерукотворного,
стали легендарными в истории русского искусства - реализация художественного
синтеза группой, занимающейся сохранением искусства в духовной жизни народа.
Действительно, церковь была "любительским" производством, не ограниченным комитетами,
академическими правилами или сложными инженерными методами.
Первоначальные эскизы к проекту церкви Василия Поленова были основаны на архитектуре
средневекового Новгорода. Другие элементы, в том числе элементы архитектуры
храмов Владимира 12-го века, были включены в переработанный художником Виктором
Васнецовым дизайн церкви, который подчёркивал структурную ясность и связь между
материалом и формой.
Васнецов, живописец исторических и полумифических сюжетов из русского прошлого,
объединил эти элементы в небольшую архитектурную жемчужину, построенную в 1881-1882
годах с преувеличенными контурами и большим изогнутым сегментированным окном
на южной стене.
Через десять лет после завершения строительства церкви Васнецов пристроил к
северному фасаду погребальную часовню, где в 1892 году был похоронен сын-инвалид
Мамонтова Андрей, а в 1918 году - и сам Савва Мамонтов. Часовня была изысканно
украшена абрамцевской плиткой.
С вдохновенным сочетанием структуры, функций и материалов Церковь Спаса стала
новаторским выражением связи между традициями и современностью в русской архитектуре.
В оформлении интерьера и дизайне мебели принимали участие не только Поленов
и Васнецов, но и художники Илья Репин и Аполлонарий Васнецов (брат Виктора),
скульптор Марк Антокольский и Елизавета Мамонтова, которые активно участвовали
в Абрамцевском кружке народных промыслов.
Абрамцевские мастерские были частью этого единства, и каждое ремесло внесло
свой вклад в обстановку и убранство церкви Спаса. Особенно примечательны керамические
изразцы, как внутри (на традиционной русской печи), так и снаружи в виде орнаментальных
полос под куполом.