Стиль возрождения готики появился в России во времена правления Екатерины Великой
как отражение англомании императрицы и её интереса к средневековой русской культуре.
Продуманное выражение готического возрождения было отражено в архитектуре храма,
построенного в течение следующего десятилетия после правления императрицы в
подмосковном поместье Быково (или Марьино). Храм, посвящённый Владимирской иконе
Божией Матери, является одним из самых поразительных памятников России конца
XVIII века. Эта церковь похожа на готический замок из фильма «Красавица и чудовище».
Он был построен на территории ныне заброшенной усадьбы Воронцовых-Дашковых,
но всё ещё очень интересен для посещения. Некоторые эксперты говорят, что храм
в Быково напоминает стиль знаменитого архитектора Василия Баженова, который
построил парк Царицыно и дом Пашкова в Москве.
Этот двухэтажный неоготический замок в Быково в 40 километрах от Москвы
совсем не похож на обычную деревенскую церковь. Его строительство было заказано
в конце XVIII века генералом Михаилом Измайловым, хозяином усадьбы Быково. Измайлов,
несомненно, был заинтригован работами Баженова в Царицыно, и в Быково-Марьино
он выбрал похожий стиль для церкви, чтобы увековечить память своей жены Марии
(Нарышкиной), умершей в 1780 году. Получившийся в результате шедевр - церковь
Владимирской иконы Божией Матери - был завершён в 1789 году. Архитектором был
выбран популярный в то время стиль — псевдоготика. Изначально храм был
построен двухэтажным с белокаменными фасадами. По общим стилистическим чертам
церковь напоминает архитектуру Сантини.
Храм возвышается богатыми изогнутыми формами, украшенными навершиями, шпилями,
стрельчатыми окнами и резьбой по камню, включая головы апостолов. Использование
известняка, а не кирпича в качестве основного строительного материала было необычным
в 18 веке и создаёт средневековую ауру для деталей готического фасада.
Владимирский храм разделён на два уровня, причём на первом этаже находится алтарь,
посвящённый Рождеству Христову в честь более ранней деревянной церкви поместья.
Нижний уровень можно было отапливать, и он был известен как "зимняя" церковь
для служб в холодные месяцы.
К главному храму на верхнем уровне с его алтарём, посвящённым Владимирской
иконе, ведёт широкая лестница, которая обеспечивает впечатляющий подъем к яркому
сооружению. Западный фасад и главный портал обрамлены симметричными башнями,
на одной из которых ранее размещались колокола (разрушены в 1937 году).
Французская оккупация, готическое продолжение и советская эпоха
Осенью 1812 года усадьба
Быково была оккупирована французскими войсками на шесть недель во время
наполеоновского нашествия. Как обычно, церковь была разграблена и превращена
в конюшню.
В конце 1830-х годов просторный интерьер верхней церкви был реконструирован
архитектором Иваном Таманским при поддержке графа Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова.
Её центральное пространство было определено коринфскими колоннами и декоративными
арками эпохи Возрождения, которые поддерживали куполообразный потолок. Несмотря
на то, что в храме была иконописная ширма, существует мало свидетельств того,
что интерьер был украшен настенными росписями, несмотря на фрески конца 19-го
века.
Привлекательность "готического" стиля сохранялась и в 19 веке, и в 1830-х
годах Таманскому также было поручено построить отдельную колокольню к западу
от храма. Это высокое сооружение из известняка напоминает башню средневекового
замка.
Некоторые документы свидетельствуют о том, что проект колокольни был реализован
только полвека спустя (в 1884 году) Дмитрием Гущиным, когда сам Владимирский
храм был отремонтирован новым владельцем усадьбы Быково Николаем Ивановичем
Ильиным.
После установления советской власти церковь оставалась открытой для местного
прихода вплоть до зловещего 1937 года, когда Владимирский храм был закрыт и
полностью разрушен изнутри. Храм - ровесник Санкт-Петербурга - был превращён
в музей в начале 20 века, пережил волну сноса соборов в 1930-х годах и вновь
открыл свои двери для верующих только 60 лет спустя. Чудом само здание уцелело,
хотя кресты с куполов были сняты. Какое-то время в здании действовала швейная
мастерская, но по большей части бывшая церковь была заколочена. Не исключено,
что открытие в его помещениях швейной фабрики спасло памятник от разграбления
и разрушения. Действующей церковь стала только в 1989 году.
После своей реконструкции храм в Быково был открыт каждый день, а службы проводились
по субботам и воскресеньям.
В 1970-х годах разрозненные попытки найти культурное применение храму мало
способствовали улучшению ситуации, несмотря на его исторический статус, присвоенный
в 1960 году. К счастью, с неожиданным возвращением здания Православной церкви
в 1989 году была произведена частичная конструкция. Хотя реставрационные работы
продвигались медленно из-за ограниченных ресурсов, нижняя, "зимняя" церковь
Рождества Христова была полностью восстановлена для богослужений. Также были
отреставрированы фрески начала 20 века.
К востоку от Владимирского храма тропинка спускается в парк усадьбы Быково,
сейчас сильно заросший. Значительно утратив свою первоначальную элегантность,
парк сохранился вокруг живописного ландшафтного пруда, в котором отражается изящный
павильон в форме неоклассической ротонды.