Сёло
Воздвиженское > Крестовоздвиженский храм
Крестовоздвиженский храм
Древний деревянный Крестовоздвиженский храм стоял на территории нынешнего
кладбища, его основание относится к XIV в. На месте алтаря стоит сейчас крест.
Последний деревянный храм был разобран в 1869 г. Каменный храм строился 24 года
на средства прихожан. Деятельное участие в его завершении приняла местная помещица
Александра Ивановна Муханова, которая вложила сюда большую часть своих средств.
Освятил его 29 сентября 1847 г. святитель московский Филарет (Дроздов).
Крестовоздвиженский храм имеет два этажа и два алтаря. Верхний придел посвящен
преподобному Алексию, человеку Божию. Основание придела восходит к существовавшему
деревянному храму царя Михаила Романова, посвятившего его небесному покровителю
его сына, будущего царя Алексея Михайловича. Сохранившаяся в фондах музея им.
А.В. Щусева фотография свидетельствует о том, что иконостас был двухрядным,
в нем находились иконы XVII в. Все это было полностью уничтожено после 1937
г. Мы восстановили иконостас прежней формы, иконы написали в стиле XV-XVII.
Сделали третий ряд икон. Это была моя задумка, осуществляли ее местные мастера.
По цвету он такой же, как и оригинальный, — алый с золотом.
Деисисный чин в новом иконостасе составляет 41 икона. Здесь представлены и ростовские
святые — Леонтий Ростовский, Иоанн Власатый, Ростовский, Авраамий Ростовский,
современники Преподобного святители Киприан и Алексий Московские, святой Михаил
Малеин - небесный покровитель царя Михаила Романова, который и основал придел
в древнем храме.
В иконостасе помещена современная точная копия храмовой иконы «Воздвижение Креста
Господня». На этой же доске изображен и преподобный Алексий, человек Божий.
Эта парная икона была украдена через год после ее написания, а спустя два с
половиной года была найдена. С ее возвращением мы начали интенсивно восстанавливать
иконостас. На это ушло без малого девять лет.
В историко-художественном музее Сергиева Посада находятся две наши храмовые
иконы — Воздвижения Креста Господня мастерских царя Феодора Иоанновича и икона
XVII я. преподобного Алексия, человека Божия, древние царские врата, венчальные
венцы XVII в. и священные серебряные вызолоченные сосуды.
От деревянного храма сохранился купольный крест начала XVIII в.
В верхнем храме находится икона Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна.
Грозного. Будущий царь родился после богомолья его матери в Троицком монастыре,
где она молилась о даровании чада. На пути она останавливалась в Воздвиженском
на ночлег. У Иоанна Грозного здесь был путевой дворец.
До революции зимой богослужения в храме совершались в верхнем храме, а летом
в нижнем. Сейчас богослужения совершаются только внизу, а наверху - только на
престольный праздник и на какие-то памятные даты.
В 1937 г. храм был закрыт, последний настоятель иеромонах Гедеон (Григорий Сергеевич
Смирнов) был арестован 26 ноября 1937 г. в церковной сторожке, а 10 декабря
расстрелян на Бутовском полигоне вместе с архимандритом Кронидом (Любимовым)
и другими священноинока-ми, служившими на приходах в районе. Рядом с Крестовоздвиженским
храмом сохранился фундамент от сторожки, где он жил. До слуясения в Воздвиженском
приходе, в 1931 г., иеромонах Гедеон был монахом Лавры, Черниговского скита
и пустыни Святого Духа Параклита. При нем часовня на Воздвиженском кладбище
была отдана в обмен на иконы из пустыни Святого Духа Параклита, которые надо
было спасти от сожжения. Бревна были отданы на дрова, а иконы были помещены
в Крестовоздвиженском храме. Однако они просуществовали здесь недолго, поскольку
в скором времени храм был закрыт и все его убранство было уничтожено.
Неподалеку стоит Поклонный крест, посвященный непрославленным в лике святых
новомученикам. Рядом — часовенка, где совершается крещение младенцев и взрослых.
В часовенке находятся икона новомученика Кронида Радонежского с изображением
расстрела и икона преподобномученика архимандрита Иоасафа, настоятеля Троицкого
монастыря в годы осады его литовцами в Смутное время.
Святой Иоасаф входит в список Радонежских святых. К сожалению, в Лавре
мы не нашли ни одного его изображения. В музее Андрея Рублева есть житийная
икона Преподобного Сергия с клеймами, где изображено явление Преподобного Сергия
архимандриту Иоасафу в алтаре Троицкого собора. Именно это изображение мы взяли
за основу, когда писали икону.
Примечательно, что часовню построили в 2010 г., в который отмечалось 400-летие
снятия осады с Троицкого монастыря. Когда осада была снята, архимандрит Иоасаф
вернулся в монастырь своего пострижения — Свято-Пафнутьев
Боровский. Туда пришли литовцы во главе с паном Лисовским, они осадили монастырь,
и архимандрит Иоасаф увещевал братию и воевод держать оборону. Но воевода предательски
открыл ворота, литовцы вошли в монастырь и умертвили всех, кто там находился,
в том числе и архимандрита Иоасафа. Это случилось на летнюю память Преподобного
Сергия. Архимандрит Иоасаф получил небесную награду в виде мученического венца,
вошел в сонм учеников Преподобного Сергия. Этот эпизод пересекается с эпизодом
из жизни священномученика Серафима (Чичагова). Известно, что будущему новомученику
явился Серафим Саровский и сказал, что наградит его за труд, предпринятый при
написании «Летописи Серафимо-Дивеевского
монастыря». Позже его биографы задавались вопросом, какая же это может быть
награда, и предположили, что это мученический венец и наследие Небесного Царства.
В часовенке находятся образ Спаса, написанный в традиции ростовских икон XIV—XV
вв., а также список с древней вологодской иконы — «Богоматерь Умиление Подкубенская»,
ориентировочно XIII в.
У нас находится большая ростовая икона Преподобного Сергия, написанная в
XIX в. На осеннюю память святого мы читаем Н перед ней малоизвестный второй
Акафист Преподобному Сергию.
Среди современных икон почитаемых святых можно выделить иконы Стефана Пермского
и святителя Гурия Казанского. Примечательно, что святой Гурий родился в этих
местах, деревня Зубцово была вотчиной его родителей. Свои первые подвиги, юношеские
тяжелые испытания и искушения святой понес в Радонеже.
Особо почитается у нас икона святителя Филиппа, митрополита Московского. Ведь
именно в Крестовоздвиженском храме в июле 1652 г. состоялась торжественная встреча
мощей святителя московским духовенством и боярами. Отсюда мощи несли на руках
крестным ходом до самой Москвы.
Есть у нас икона Димитрия Донского, который здесь останавливался.
Почитанием пользуется у нас Казанская икона Божией Матери. Она помещена в центре
иконы Собора русских святых. Одна женщина получила от нее исцеление.
На втором этаже, в Алексиевском приделе, находится чтимая икона Алексия, человека
Божия.
В нашем храме находится также скульптура преподобного Нила Столобенского,
память которого особо почитается в нашем храме. Она была сооружена к 450-летнему
юбилею со дня его преставления. Наш приход совершал паломничество в Нило-Столобенскую
пустынь.
Вместе с прихожанами мы совершаем поездки в Москву,
по монастырям. Ездили от Международного паломнического центра «Покров» во дворцы
Московского Кремля. Недавно Паломническим центром «Покров» был разработан маршрут
по храмам Сергиево-Посадского района. Обычно паломники приезжают к нам в село
Воздвиженское, молятся за литургией, а затем мы посещаем еще несколько труднодоступных
храмов Сергиево-Посадского района. В каждом храме обычно есть священник, он
может с ними поговорить, что-то рассказать, ответить на вопросы.
В Сергиевом Посаде установлен памятник Собору новомучеников и исповедников
Радонежских, память которых празднуется 10 декабря. В этот день совершается
общее богослужение всех священников района в Успенском храме в Клементьеве на
Болотной улице в Сергиевом Посаде.
|