Егорьевский музей > Религиозное искусство
Народное религиозное искусство
Обездоленная жизнь крепостных мастеров сделала излюбленными в деревянной скульптуре мотивы страдающего человека: распятие, скорбящая Богоматерь, усекновение главы Иоанна Предтечи... Лицу Спасителя предавались черты реальных людей: он похож то на коми-пермяка, то на татарина, то на русского крестьянина.
В коллекции выделяются резные иконы и кресты, относящиеся к малоизвестному
пласту народной религиозной
культуры. В одной из горизонтальных витрин можно увидеть культовые предметы,
бытовавшие в старообрядческой среде. Изображения восьмиконечного креста с вырезанным
текстом молитвы использовались в домах, кельях, часовнях для поклонения.. Они
же имели функцию намогильных предметов (вставлялись в деревянные резные надгробья
- голубцы или голбцы), также могли укрепляться над входом в дом.
Широкое распространение получили миниатюрные образки, кресты и иконки. Практичные и удобные в быту, в разъездах и скитаниях, они напоминали о посещении святых мест. Изготовлялись они в мастерских при монастырях и требовали тщательной и профессиональной резьбы.
Экспонаты:
- Рядом с паломническими иконами Киево-Печерского монастыря находятся резные предметы из Троице-Сергиееой лавры - второго крупного духовного и культурного центра Руси. Удивительно красивые рельефные изображения из кости и дерева выполнялись в мастерской И.С. Хрустачева.
- Редким экспонатом является походная церковь XVIII века -своеобразное иконографическое решение иконостаса для свершения богослужения вне церкви. По устройству икона представляет собой складень-полиптих, состоящий из 15 частей.
- Богата и интересна представленная в зале коллекция иконописи. Самый древний ее экспонат датируется XVII веком. Это икона деисусного чина иконостаса "Алексей, человек Божий."
- Икона "Страшный суд" обладает большой назидательной силой, наглядно воздействуя на чувства верующих. Ее помещали для обозрения при выходе из храма.
- На противоположной стене приковывает взгляд своим сиянием образ ветхозаветной Троицы, выполненный в технике эолотопробелыюго письма. Основой сюжета является сказание о явлении Аврааму трех ангелов.
- В витринах-нишах помещены иконы XVIII-XX веков. Здесь представлены различные изображения Божьей Матери: Владимирская, Казанская, Иверская. Существует более трехсот Богородичных изводов. В православной России Богородица всегд а считалась главной покровительницей и заступницей.
- Интересна икона Палехского письма, мастерство отделки деталей, многоцветный колорит и изысканный орнамент выделяет живопись этого иконописного центра. Палешане считались художниками высокого класса, и им заказывались дорогие иконы.
- Скульптуры Иоанна Богослова и сотника Лонгина были частью многофигурной композиции "Распятие с предстоящими"
- Завершают экспозицию иконы в стиле "модерн" конца XIX начала XX века. Московская икона "Успение Богоматери" поверх живописного слоя украшена окладом серебряных дел мастера Кузьмы Конона.
|