Туризм в России > Московская
область > Музеи
Подмосковья > Музей
техники Задорожного > БМВ Р 75
БМВ Р 75
БМВ Р 75 (BMW R 75), ранняя модификация. Германия, 1941 год.
После оккупации большинства стран Европы Вермахту к середине 1940 года достались
в качестве трофеев 3 вида армейских тяжелых мотоциклов повышенной проходимости
с приводом на колесо коляски. Это были бельгийские «Жилле-Эрсталь 720» 1936г.,
«ФН М12СМ» 1938г. и французский «Гном-Рон АХ II» 1937г. Учитывая это, никак
нельзя считать немцев первопроходцами в создании мотовездеходов.
В 1940 году военное ведомство Германии поручило двух гигантам мотоциклетной
промышленности БМВ и «Цюндапп» разработать проект армейского мотоцикла, аналогичного
бельгийским и французскому, рассчитанному на эксплуатацию в тяжелых условиях
фронтового бездорожья, способного выполнять не только перевозку экипажа с грузом,
но и транспортировать легкий прицеп или сцепку двух легких прицепов.
В том же году были построены опытные образцы обеих фирм, по итогам испытаний
которых, с учетом выявленных недостатков, руководством Имперского министерства
вооружений и боеприпасов было принято по крайней мере «странное» решение: поручить
производство армейского мотоцикла повышенной проходимости сразу двум фирмам
– БМВ и «Цюндапп». При этом был разработан перечень узлов и деталей, подлежащих
унификации у двух образцов: колеса, задний мост, боковой прицеп в сборе с редуктором,
электрооборудование и приборы освещения, др. Весной 1941 года фирма БМВ начала
производство модели Р 75, фирма «Цюндапп» - модели КС 750...
Мотоцикл аккумулировал в своей конструкции самые передовые технические решения
того времени, которые могли бы «украсить» и любой современный армейский мотоцикл.
Передняя телескопическая вилка, «сухая» посадка заднего колеса, торсионная подвеска
колеса бокового прицепа. Зажигание - от магнето, позволяющего запустить двигатель
без аккумулятора. Рама - дуплексная трубчатая, разборная, что позволяло легко
осуществлять ремонт ее самой или силового агрегата одним человеком. Постоянный
полный привод на колесо коляски с дифференциалом, блокируемым на бездорожье
рычагом, который находился на правой стороне мотоцикла. На топливном баке, справа
- рычаг переключения 4х ступенчатой КПП (плюс задний ход), рядом — рычаг
включения пониженной передачи, что суммарно давало возможность движения на 8ми
скоростях вперед и 2х назад. Гидравлические тормоза на задние колеса с возможностью
отсоединения коляски без ухода тормозной жидкости. Взаимозаменяемость всех колес.
Система теплоподводящих шлангов, наполняемая выхлопными газами, позволяла «подогревать»
руки и ноги водителя, а также ноги пассажира коляски в холодное время.
В дополнительное оснащение мотоцикла входило: турель для ручного пулемета
МГ 34 (или МГ 42), кронштейны для подвески Зх багажных ящиков или Зх стандартных
20ти литровых канистр, а также прицепное устройство для буксирования 1-2 легких
специальных прицепов (одноосных). Не смотря на это, как правило, мотоцикл грузился
солдатами так, что на старых фото не всегда удается опознать модель. Полная
масса такого «мотопоезда» с прицепами был в районе одной тонны, что должен был
таскать далеко не самый мощный 26ти сильный мотор.
Мотоцикл БМВ Р 75 (без сравнения с «братом») стал самым технически сложным
и дорогим мотоциклом Германии в период до 1945 года. Его стоимость составила
2 630 рейхсмарок. Для сравнении: на эти деньги можно было купить 3 небольших
«двухсоткубовых» мотоцикла БМВ Р 20 по цене 725 рехйсмарок, а «Мерседес-Бенц
170» стоил в то время 3 750 рейхсмарок.
В советские годы к различным модификациям этого мотоцикла привязались прозвища
«европа», «сахара»,
«сибирь» и др. В действительности фирма
БМВ никогда не указывала в технической или служебной документации такую терминологию.
Фантазии возникали, когда люди, не являющиеся экспертами в исторических и технических
вопросах мотоциклетной промышленности Германии, неверно истолковывали модифицирование
БМВ Р 75, его раскраску или периоды появления на различных театрах военных действий
Второй Мировой войны.
|