Туризм в России > Московская
область > Музеи
Подмосковья > Музей
техники Задорожного > BMW R 75
BMW R 75
BMW R 75 (BMW R 75), поздняя модификация. Германия, 1943 год.
В период боевых действий Вермахта в Африке и на Восточном фронте в СССР (зима
1941-42гт) при эксплуатации мотоцикла BMW R 75 были выявлены недостатки. Из
подразделений постоянно поступали отчеты с замечаниями к конструкции отдельных
деталей и узлов. На основе этой информации концерн BMW провел модернизацию мотоцикла,
и основные недостатки были устранены в модификациях 1942 и 1943 годов.
В первую очередь, воздушный фильтр переместился с двигателя на бензобак, что
позволило сократить поток пыльного воздуха, шедшего в карбюраторы. При этом
оригинальным было и решение самого фильтрующего элемента: на металлическом каркасе
крепилась многослойная «пружинообразная» гофра из сукна, которая при движении
мотоцикла вибрировала в своей нижней части, что позволяло фильтру автоматически
избавляться от частиц пыли. При этом пыль ссыпалась не в корпус фильтра, а наружу
— по бензобаку под сиденье водителя. Также, вследствие недостаточной герметичности,
стальные стаканы на передней вилке был заменены резиновыми гофрами, которые
в свою очередь, хоть и были «нежнее» металла, зато позволили значительно повысить
ресурс гидравлики передней подвески.
Провал «блицкрига» на Востоке, невозможность завершения Вермахтом боевых действий
до зимы 1941/42 годов, породило разработку по меньшей мере уникальной, если
не сказать утопичной, системы подогрева воздуха для водителя и пассажира бокового
прицепа, путем подачи выхлопных газов по шлангам к рукам и ногам водителя, а
также к ногам пассажира коляски. Аналогичная система также использовалась на
мотоциклах с колясками БМВ Р 12, Цюндапп КС 600 и Цюндапп КС 750. Хотя, такая
система все же была лучше, чем ничего в условиях русской зимы, о которой раньше
руководство Вермахта мало что знало.
Начало войны с СССР потребовало не просто полнейшей мобилизации всей промышленности
Германии, но также и поиска путей удешевления и рационализации производства
военных изделий, что никогда не было свойственно германской системе производства,
в отличие от «спартанских» методов, существовавших в СССР. В первую очередь
это коснулось использования цветных металлов, при малейшей возможности заменяемых
германскими инженерами на сталь и «эрзац-материалы». Не стал исключением и BMW
R 75. В мотоцикле сталь заменила алюминий в клапанных крышках, направляющих
штанг ГРМ, картерах редуктора мотоцикла и бокового прицепа, других мелких деталях.
В мотоцикле была проведена модернизация множества узлов и деталей, что позволило
значительно повысить их ресурс. Были усилены различные элементы алюминиевого
литья, рамы, узлов управления, ходовой части. При этом вплоть до окончания производства
ни на процент не упало качество выпускаемой продукции. Это утверждение относится
не только к высокоточным деталям двигателя, коробки передач, редукторов, но
и объективно применимо к частям ходовой части и электрооборудования. В качестве
примера можно указать, что только автомат опережения зажигания модернизировался
как минимум 4 раза.
В связи с требованиями изменившего характера войны базовым цветом для мотоциклов
и военной техники Германии с 1943 года стал песочно-желтый. Это упрощало поставку
техники на любой театр военных действий, не зависимо от климатических и природных
условий. А уже на месте, в войсках, наносился камуфляж, соответствующий природе
и погоде. Часто такую окраску техники на Восточном фронте ошибочно приписывают
частям, якобы спешно переброшенным в Россию из Африки и не выполнившим перекраску
в «белоснежных полях под Москвой».
|