Обряды при строительстве дома
Каких только обрядов и суеверий при строительстве нового дома не описывают!
Верили, например, на Руси, что дом построится - и кто-нибудь умрёт. Ещё 100
лет назад плотник при закладке избы выходил на место будущего строительства
и слушал. Если слышал человеческий голос, значит, умрёт хозяин дома. Если корова
замычит или петух пропоёт, значит, хозяину ничто не угрожает, а смерть подстегает
скотину. Но плотники - народ хитрый.
Они придумали замечательный способ обмануть судьбу, например оставляли незаконченным
краешек крыши или какой-нибудь незаметный участок дома. А раз дом не закончен
- примета не сбудется. Но откуда же такое странное поверье о смерти при строительстве
дома? Наверное, оно уходит корнями в те времена, когда при строительстве приносили
жертву. Иногда даже человеческую, но чаще убивали животное.
Это был самый распространённый обряд, известный у всех народов, - жертвоприношение.
Японские средневековые авторы описывают как самое обычное дело такую ситуацию:
строят крепость, или мост, или ещё что-нибудь. Надсмотрщик следит за строителями.
Если кто-то ленится или болен и не может работать, надсмотрщик убивает его ударом
копья и тело оставляет в каменной кладке - эта жертва сделает строение прочнее.
Жуть! Правда, в Японии был и другой обычай: чтобы
мост стоял долго, первым его должен перейти счастливый человек. Мост около местечка
Мацуэ первыми перешли два добрых и весёлых старичка, которые считались счастливчиками:
у них было по двенадцать детей, много внуков, правнуков. Эти два семейства под
радостную музыку и фейерверк прошествовали по мосту - чтобы не падал. Но такой
славный, добрый обычай - исключение.
В Европе в стену дома или крепости замуровывали кошку
или петуха... да ещё и сокрушались: «В прежние-то времена людей клали в
стену, а сейчас - нет, вот и рушатся постройки». Не от злости это делали,
а от безысходности, такой славный, добрый обычай - исключение: если крепостная
стена непрочная, враги легко возьмут город, и тогда погибнут все. Лучше пусть
погибнет один человек, а город будет цел.
Рассказывают такую историю: в прежние времена остров Готланд был всем хорош,
да жить на нём нельзя было, остров погружался в воду. Но вот него люди, которым
некуда было заставить остров вести себя поприличнее, не тонуть каждую неделю.
И один человек, узнав о магической силе огня, взял и обежал с ним весь остров.
Как paз успел до следующего погружения. Остров замер и до сих пор стоит смирно.
Люди расселились кто где хотел. Вот такое странное новоселье.
При строительстве обычного крестьянского дома, конечно, человеческие жертвы
не приносили. Да и животное гибло не всегда. Считалось, конечно, что если принести
в жертву коня, то дом будет стоять почти вечно, не сгорит и не покосится...
да кони больно дороги! В Восточной Европе в котлован клали череп коня, умершего
от болезни или старости. Авось судьба не разберёт и подумает, что этого коня
специально убили. Прошли годы, века... Жертвы становились всё более безобидными.
Уже и курицу не резали на новом крыльце. На Руси под угол избы клали монетку
для богатства, пучок шерсти - для тепла, ломтик хлеба - для сытости, ковшик
мёда - чтоб сладко жилось, немного ладана - чтобы черти в дом не показывались.
Конечно, эти обычаи касались только тех домов, которые строили надолго. Если
индеец, перекочевывая на новую стоянку, расставлял типи или калмыки ставили
юрту после долгой дороги, то никаких жертвоприношений делать не надо было
ведь это тот же самый дом только на новом месте.
Белорусский хозяин в построенном доме запирал кота с кошкой на всю первую
ночь. На вторую - поросёнка. На четвёртую - овцу. На пятую - корову. На шестую
- лошадь. Если все животные после ночёвок были здоровы, на седьмую ночь в дом
входил хозяин. Представьте себе, что творилось в доме после всех этих переночевавших
коров, овец, лошадей и прочей живности. Тем не менее, не смотря на то, что потом
всё надо было отмывать, обычай соблюдали ещё в начале XX века.
Вспомним сказку про Ивана-царевича. С помощью волшебного клубочка Иван-царевич,
держась за ниточку, нашёл верную дорогу и прибыл в Тридевятое царство. В некоторых
русских деревнях при переезде просто разыгрывали спектакль на этот сюжет. Хозяин
брал клубочек и бросал его в открытую дверь. Потом осторожно, держась за нитку,
переступал порог и оказывался в доме. И втаскивал за эту нитку всех домочадцев.
Нить у многих народов - это проводник в мир иной (а новый дом считается неведомым
миром, пока в него не вселились). Самый известный пример путеводной нити - это
клубок Ариадны из греческого мифа.
Но вот дом построен и пора переезжать. Все народы считали новоселье важным
событием. Ацтеки
торжественно разжигали огонь в новом доме. Если пламя вспыхивало сразу, значит,
жизнь в доме буде благополучной. А если огонь плохо разгорался, то ничего хорошего
хозяев не ожидало. Но волю богов можно был подправить, если устроить большой
праздник и торжество. Божество дома, накормленное и ублаготворённое музыкой развеселится
и подобрее. Переезды у бедняков ацтеков были частым делом - их плохонькие глиняные
дома дольше десяти лет просто не стояли. Так что на улице чуть не каждый день
кто-нибудь переезжал и праздновал, на радость соседям. А богатые дома Теночтитлана
и других ацтекских городов строились из камня, были прочны и стояли долго. Зато
праздновать приходилось реже.
Одно суеверие, связанное с новосельем, знают, наверное, все - что первой надо
пустить в новый дом кошку. Почему? Вроде бы по примете первый зашедший в дом
первым и умрёт (поэтому у многих народов старики стараются «проскочить» в дом
раньше своих детей - мол, пожили уже, а у молодых всё впереди). Но почему бы
не запустить первой не пушистую мурлыку, любимицу всей семьи, а какого-нибудь
специально пойманного таракана или жука? Оказывается, это делается специально.
Кошка - не простое животное. И на Руси, и в Европе верили, что кошки умеют вынюхивать
злых духов и нечистую силу (потому что сами немножечко им сродни). Вынюхают
- и прогонят из нового дома! А таракан нюхай не нюхай - никакого злого духа
не прогонит. А ещё перевозили домового в лапте, переносили горящие угли - чтобы
разжечь огонь в очаге от огня старого дома, брали с собой квашню и недоваренную
кашу (доварить её полагалось уже в новом доме). Даже немного мусора из старой
избы разбрасывали в красном углу. Всё делали, чтобы доказать: это не просто
стены и крыша, это уже дом, наша маленькая Вселенная.
|