Церкви
Московской области > Смоленской иконы Божией Матери
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Восточный подход к Бородинскому
полю со стороны Можайска
украшает церковь Смоленской иконы Божией Матери - образ, почитаемый как защитник
России от врагов с запада. Первоначально посвящённый Рождеству Христову, храм
из побеленного кирпича был построен в 1698-1701 годах по инициативе владельца
деревни Тимофея Савелова, чья семья была тесно связанной с царским двором. Его
брат Иван стал патриархом Иоакимом - главой Русской церкви с 1674 по 1690 год.
Церковь имеет два этажа, в нижнем из которых находился дополнительный алтарь,
посвящённый святому Сергию Радонежскому. С восьмиугольным верхним строением
и единственным куполом церковь представляет собой упрощённую версию башенных
церквей конца XVII века в стиле "московского барокко". На западе находится притвор
и колокольня с крытой лестницей на первый этаж.
В 1798 году деревня и церковь были приобретены отставным бригадиром Василием
Давыдовым (1747-1808) - отцом известного поэта и героя войны Дениса Давыдова
(1784-1839). Денис и его сестра Александра провели там большую часть своего
детства. Во время Бородинской битвы колокольня церкви служила русским наблюдательным
пунктом и была повреждена французской артиллерией - ядро попало в купол церкви.
Последующая французская оккупация деревни привела к серьёзному повреждению церкви
в результате пожара.
После войны задача восстановления разрушенной церкви оказалась не по средствам
владельцам деревни - вдове Елизавете Савеловой и Александре Давыдовой. В 1816
году нижняя церковь с алтарём во имя св. Сергия была отремонтирована по инициативе
Маргариты Тучковой (Нарышкиной) - вдовы генерала Александра Тучкова, погибшего
в Бородинском сражении. Позже она основала в память о своём муже Спасо-Бородинский
женский монастырь.
В 1824 году церковь Смоленской иконы Божией Матери посетил ведущий православный
святитель митрополит Московский Филарет, который выделил средства на восстановление
верхней церкви в 1826 году. Тем не менее, верхняя церковь оставалась без мебели
и неосвящённой. В 1830 году Александра Бегичева (бывшая Давыдова) продала деревню
Елизавете Воейковой.
В июле 1837 года наследник престола цесаревич Александр посетил Бородино и сделал
значительное пожертвование церкви. В конце 1837 года верхняя церковь приобрела
замечательную иконописную ширму благодаря сложному повороту судьбы, связанному
с самой Москвой.
Давно существовали планы создать в Москве национальный мемориал в память о
жертвах русских во время войны с Наполеоном. Для храма Христа Спасителя предлагались
различные места, и в начале 1830-х годов император Николай I принял окончательное
решение относительно архитектора будущего храма (Константина Тона) и участка,
прилегающего к Свято-Алексеевскому женскому монастырю в центре Москвы.
В рамках подготовки к расчистке территории в 1837 году начались работы по
переносу Свято-Алексеевского женского монастыря на новое место и освобождению
первоначальных зданий, среди которых были Спасо-Преображенский собор начала
XVII века и собор Святого Алексия. Было принято решение демонтировать изысканный
иконостас собора конца 17 века и установить его заново как раз в Бородинской
церкви.
Ввиду своего исторического значения Бородинский район был приобретён в 1837
году Николаем I у Елизаветы Воейковой в подарок его сыну Александру. Во время
торжественного празднования битвы в июле 1839 года главный алтарь церкви был
освящён митрополитом Филаретом Смоленской иконе Божией Матери. Эта икона в образе
Одигитрии была тесно связана с русской доблестью при Бородино. Священному образу
поклонялись оба главных русских полководца, участвовавших в конфликте, - фельдмаршал
Михаил Кутузов и генерал Пётр Багратион, который скончался от ран, полученных
в сражении. Среди церковных сокровищ была личная копия Смоленской иконы Багратиона.
В последующие десятилетия церковь продолжала находиться под покровительством
королевской семьи. Александр II, который долгое время почитал святыню, посетил
её вместе со своей супругой. Николай II приехал сюда в 1912 году по случаю двухсотлетия
битвы. В рамках подготовки к этой годовщине церковь была отреставрирована художником
Аникитой Хотулевым.
В советское время церковь была закрыта в 1930 году и в течение десятилетия
изуродована различными мастерскими. Государственная комиссия в 1937 году пришла
к выводу, что для масштабной реставрации было мало оснований.
Бородинской церкви было суждено вновь стать свидетелем кровавой бойни осенью
1941 года во время затяжной битвы за Москву. 13 октября части Красной Армии
вступили в сражение на Бородинском поле с частями 40-го моторизованного корпуса
вермахта, прежде чем отступить к Москве. Когда Бородино было отбито 21 января
1942 года, от преимущественно деревянной деревни, сожжённой отступающими немцами,
мало что осталось.
Чудесным образом церковь пережила боевые действия и три месяца оккупации.
Однако в послевоенные годы она подверглась разграблению главой местного
колхоза, который попытался разобрать сооружение на кирпич. Колокольня была снесена,
но вмешательство историков и защитников природы предотвратило полное разрушение.
По мере приближения Бородинского полуторавекового юбилея (1962) возобновились
усилия по восстановлению церкви, в которых принял участие выдающийся режиссёр
и актёр Сергей Бондарчук, поддержавший внешнюю реставрацию церкви (с перестроенной
колокольней) для своего гигантского четырёхсерийного фильма "Война и мир" (1965-67).
После съёмок фильма отреставрированная церковь была передана Государственному
Бородинскому музею.
Ближе к концу советского периода Бородинский музей вернул церковь Московской
епархии. Первые богослужения были проведены в нижней (Свято-Сергиевской) части
храма в 1989 году, а верхняя часть была освящена для богослужений в 1995 году.
Капитальный ремонт, начатый в 1999 году, включал создание новых иконостасов
как для верхней, так и для нижней церквей, а также настенных росписей для нижней
церкви, выполненных Петром Степановым, внуком Георгия Маленкова (политического
деятеля, обладавшего огромной властью в 1940-х и начале 1950-х годов).
|