Архитектура Москвы > Аллея Ильича
Аллея Ильича
В 1924 году вопрос об именах улиц стал острее. Краеведы много внимания уделяют
топонимике, однако нереализованное редко попадает в фокус их внимания. Или недореализованное...
С Запада на Восток Москвы должна была идти Аллея Ильича.
Смерть вождя пролетариата - В.И. Ленина, стала основанием для возникновения
огромного количества новых ономакультурем, связанных с его именем.
Программа «Архитектурное увековечение Ленина», составленная Л.Б. Красиным -
соратником и ровесником В.И. Ленина, была опубликована в 1924. году. Этой программой
предусматривались планировочные мероприятия. От проектируемого Дворца труда
в Охотном ряду до Храма Христа Спасителя предлагалось снести всю застройку и
разбить широкий сквер, который откроет: «фасады лучших московских зданий, как
университет, Румянцевский музей, музей изящных искусств, <...> и этот
будущий сквер или авеню "25 октября" мог бы быть одним из наиболее
привлекательных мест будущей Москвы".
Вместо непривычной европейской «авеню» в прессе и официальных документах стал
фигурировать урбаноним Аллея Ильича. Название «Авеню 25 Октября» не пропало:
с 1932 года на планах Москвы вместо Никольской улицы появилась улица 25 Октября
(первый раз Никольскую улицу переименовали в улицу 25 Октября в 1918 году, но
тогда годоним не прижился).
Прежде всего, Аллея Ильича появилась в 1927 году в студенческих проектах нового
здания Высшей Художественной школы на территории бывшей сельскохозяйственной
выставки на Крымском валу как бульвар, проходящий по правому берегу Москвы-реки
от центра до Ленинских гор. Аллея Ильича была темой дипломов ВХУТЕИНа, а затем
Московского архитектурного института до конца 1930-х годов.
В предварительной схеме перепланировки Москвы, составленной в 1931 году под
руководством В.Н. Семёнова, в планировочный центр столицы входили: «...площади
Охотнорядская, Свердловская, Дзержинская, прорезанные городской сверхмагистралью
- Аллея Ильича - центр - Каланчёвка».
Впервые Аллея Ильича, до того тяготевшая к прибрежным территориям Москвы-реки,
в качестве юго-западной планировочной оси Москвы появилась в конкурсном проекте
Дворца советов Б.М. Иофана (1931). В конкурсном проекте комплексной бригады
АСНОВА проспект Ильича повторял трассу Аллеи Ильича. У К.С. Алабяна и В.Н. Симбирцева
(ВОПРА) с Охотнорядской площади начиналась Аллея Пятилетки, шла между Моховой
и Александровским садом. За Дворцом советов аллея Пятилетки вливалась в Аллею
Ильича, ведущую в Парк культуры и отдыха (ПКиО).
В том же 1931 году был проведен конкурс на генеральный план дальнейшего развития
ПКиО. Почти во всех проектах общегородские демонстрации шествовали с Красной
площади и мимо Дворца советов попадали в парк по Аллее Ильича.
На международном конкурсе проектов планировки Москвы 1932 года в предложении
бригады ВОПРА пробивалась центральная магистраль северо- восток - юго-запад:
«Старый "исторический и революционный центр" - Кремль
и Красная площадь - сохранялся и развивался по направлению диаметра: Аллея Ильича
- Новомясницкий проспект.
В проектах конкурса на Дворец техники (1933), представлявший собой комплекс
научных, технических и показательных учреждений для массовой технической учебы,
для названия главной транспортно-пешеходной артерии района проектирования использовался
урбаноним Аллея Ильича. Вдоль набережной левого берега Москвы-реки в районе
Хамовников проектировалось продолжение Аллеи Ильича шириной 100 метров. В дополнительном,
третьем варианте бригады Архитектурно-строительного института вместо Аллеи Ильича
появился урбаноним аллея Ленина, на которой делался «композиционный удар».
В это время альтернативы урбанониму Аллея Ильича практически не было.
После утверждения Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года на поворотном
этапе (1935-1941) периода имперского социализма (1935-1954) все силы архитектурного
цеха столицы были направлены на реализацию Генплана. Кремлёвское полукольцо
продолжало оставаться в сфере внимания нескольких ведущих зодчих: А.В. Щусева,
И.В. Жолтовского, С.Е. Чернышёва, Б.М. Иофана, ленинградцев - В.А. Щуко, А.П.
Великанова, И.В. Ткаченко и других архитекторов, попало в проекты участников
конкурса на Большой Академический кинотеатр СССР на площади Свердлова (1936)
- А.Н. Душкина, Д.Н. Чечулина.
Несмотря на то, что в документах Генплана реконструкции Москвы 1935 года -
«Схеме планировки Москвы», магистраль, ведущая от площади Дворца советов на
юго-запад, называлась Новый проспект, на «Схеме пробивки новых и реконструкции
старых магистралей центральной части гор. Москвы» в зоне Аллеи Ильича были обозначены
Моховая и Манежная улицы, в более поздних проектах фигурировал другой годоним.
В проекте планировки центра Москвы в пределах кольца «Б», выполненном в 1940
году (С.Е. Чернышёв), от застройки освобождалась вся территория от Манежной
площади до площади Дворца советов. Вместе с кварталами сносилось здание Манежа.
На их месте разбивался широкий монументальный бульвар - Центральный проспект.
Урбаноним Аллея Ильича широко употреблялся в период до консолидации архитектурного
цеха вокруг ВКП(б), до создания Союза советских архитекторов, и после 1935 года
это название применялось скорее по инерции. От проекта к проекту компоновочные
характеристики Аллеи Ильича занимали всё более значительное положение в московской
градостроительной иерархии. На ней формировался главный административно-политический
центр СССР, а ее продолжение становилось главным вектором развития столицы.
С укреплением власти И.В. Сталина иную трактовку получал образ В.И. Ленина,
поэтому упрощенное название, созвучное другим «советизмам» (фразеологизмам):
«заветы Ильича», «лампочка Ильича», урбанониму «Застава Ильича», не могло соответствовать
главному, монументальному проспекту столицы Союза ССР.
Урбаноним Аллея Ильича стал вытесняться следующим, более созвучным времени
урбанонимом: проспект Дворца советов.
|