На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 15 November 2024
Туры в Москву
Туры в Москву
Туристские хиты
ТОП 10
Кремль
Монастыри
Музеи
Памятники
Парки
Площади
Театры
Улицы
Усадьбы
Церкви
Спорт
Туризм
Архитектура
Отели
Рестораны
Туры и экскурсии
Хостелы
Музеи
Палаты стрельцов
Ретро автомобилей
Культура
Выставки



Строительство храма Христа Спасителя

Церкви Москвы > Строительство храма Христа Спасителя

Строительство храма Христа Спасителя

В 1817 г. началось строительство храма Христа Спасителя, заложенного в честь победы над Наполеоном.

Уже в декабре 1812 г., спустя две недели после того, как французская армия покинула пределы России, Александр I издал манифест о сооружении в Москве благодарственного храма-памятника в ознаменование спасения России от неприятельского нашествия. Вскоре был объявлен конкурс. Многие архитекторы оспаривали право строить храм; Александр I избрал проект Александра Лаврентьевича Витберга.

Витберг не был архитектором, хотя есть свидетельство, что он посещал архитектурный класс во время своего обучения в Петербургской Академии художеств. Однако, он так загорелся идеей "воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России" , что в течение полугода самостоятельно занимался архитектурой.

Император, которому Витберг сам объяснял содержание своего проекта, был в восхищении от него. 12 октября 1817 г. (по старому стилю), ровно через пять лет после того, как французы покинули пылающую Москву, состоялась торжественная церемония закладки храма. В тот день, по свидетельству современников, на Воробьевых горах собралось четыреста тысяч человек — едва ли не все население города. В состоявшемся военном параде приняли участие пятьдесят тысяч военных.

Витберг, человек глубоко религиозный, вкладывал в свой проект серьезное философское содержание. Именно поэтому его так сердили предложения конкурентов, выполненные в обычных формах классицизма; они, считал Витберг, "пеклись только об архитектурной красоте, не имея религиозного взгляда" .

У Витберга были основания полагать проекты соперников бледными, бесцветными подражаниями. Например, в архитектурном сочинении известного архитектора А. И. Мельникова храм был задуман "в благороднейшем вкусе римских зданий: 4 огромных портика стиле Римских у Пантеона", по сторонам их - "коллосальные фигуры Вселенских учителей", вокруг главного купола (превосходящего своими размерами купол знаменитой церкви св. Петра в Риме) статуи двенадцати апостолов. Так описывал этот проект журнал "Сын Отечества".

Каким же замысливал храм победитель конкурса? Вот что он написал в своей автобиографии, опубликованной через два десятилетия после его смерти: "1-е, чтобы и храм колоссальностью соответствовал России. 2-е, чтобы свободно от рабского подражания, имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольно только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма-человека, по телу, душе и духу — следуя изречению Христову: "не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает" .

Переосмысливая категории христианской философии, Витберг пытался перевести их на язык архитектуры.

Он проектирует трехчастный храм, стремясь, "чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи"

Храм, высоко поднятый над берегом реки, который архитектор воспринимает как естественный пьедестал, должен был достигать от подошвы до креста 110 сажень (т.е. 234 м). Просторная, стометровой ширины лестница пятью террасами поднималась от набережной к подножью сооружения. Диаметр его главного купола (храм проектировался пятикупольным) составлял пятьдесят метров. По высоте здание должно было превзойти собор св. Петра в Риме и стать самым крупным сооружением.

Перед закладкой храма обсуждалось несколько мест для его строительства, но Витберг отстоял Воробьевы Горы. При этом главный довод, убедивший императора, заключался в том, Воробьевы горы расположены между двух дорог - Смоленской, по которой французы победоносно входили в Москву, и Калужской, по которой они бесславно отступали.

Для Витберга было важно и другое — храм должен был царить над городом. "Москва, — писал зодчий, — лежит как бы у ног храма Спасителя”. Запомним этот довод — он нам еще понадобится.

Четыре года ушло на разработку, по терминологии наших дней, технического проекта храма — т.е. проекта, по которому можно было бы начать строить. В 1821 г. на площадке (место между станцией метро "Ленинские горы” и лыжным трамплином) появились первые землекопы — надо было выровнять изобилующий оврагами и холмами склон, чтобы поставить гигантское трехъярусное здание, увенчанное плоским куполом. Поначалу на строительстве трудились полторы тысячи человек, через три года их число увеличилось до четырех тысяч.

В процессе работ возникли многочисленные технические трудности, был создан специальный комитет, признавший невозможным из-за условий грунта соорудить храм на выбранном месте. В 1827 г. строительство было прекращено, Витберга, оклеветанного и ошельмованного, предали суду, а позднее сослали в Вятку.

Храм Христа Спасителя был спустя почти полтолетия возведен в другом месте, в самом центре города, там, где проектировали Дворец Советов, потом устроили бассейн "Москва". Ныне храм восстановлен на прежнем месте.

 

 
Чат с менеджером
Туры в Москву Поиск дешевых авиабилетов Отели и хостелы Москвы
Туры в Москву Авиабилеты Подбор отеля

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram