Архитектура Москвы > Карачарово
Карачарово в Москве
За железнодорожными путями, за газгольдером лежат земли старинного села Карачарово.
В Интернете много фотографий этого села, потому что в 1904 году (во время знаменитого
московского урагана) большая часть съемки разрушений была в Карачарове, Лефортове,
Сокольниках, первыми принявшими на себя удар стихии. Сейчас это, конечно, жесткий
промышленный район, так запросто и не погуляешь. Что не улица, что не название
- то прямо песня: «Карачаровский механический завод», «Московский (Перовский)
локомотиворемонтный завод», завод «Фрезер», завод «Станкоагрегат». Но есть в
том и определенная поэзия, отзвук далеких 1930-х.
Само Карачарово - монастырские земли, владел ими Спасо-Андроников монастырь.
По одной из версий название происходит от словосочетания «кара за чару» - мол
сюда переселяли тех, кто в дружбе с зеленым змием переусердствовал... Известно
также, что в этом селе жило много татар, даже есть версия, что Карачарово -
это искаженное с татарского «черный богатырь» (которая мне и по смыслу больше
нравится и кажется мне более реалистичной и близкой к правде). Сохранилась построенная
в 1770-е годы церковь Троицы. Карачарово находилось на очень оживленной Рязанской
дороге, здесь многие занимались кустарными промыслами, востребованными в Москве.
Например, сетки для детских кроватей плели здесь.
Потом, когда в моду вошли дачи, в Карачарове было несколько дачных поселков
(с водопроводом, потом электричеством) - так как поблизости железные дороги,
из Москвы было быстро добраться в пригород. Опять-таки, рассматривая старые
карты, можно увидеть замечательные подробности: например, загадочный треугольник
между железными дорогами, где сразу пять станций: «Андроновка», «Фрезер», «Перово»,
«Чухлинка» и «Карачарово», поселки «Фрезер» и «Кавказ» и другие. Но это - тоже,
какой-то побочный сюжет, может быть, для другого материала более подходящий.
Завод «Станкоагрегат» раньше назывался «Сталь- мост». Еще в 1883 году был основан
Московский металлический завод. Его сделал предприниматель французского происхождения
Юлий Гужон. Мы его с вами знаем как завод «Серп и Молот».
Из-за близости железнодорожных путей, на базе цеха мостовых конструкций в
1929 году было создано предприятие, которое сделало огромный вклад в развитие
столицы. Называлось оно тогда «Стальмост». Что это за вклад? Эскалаторы для
Московского метрополитена третьей очереди, например. До войны подъемные машины
поставляли из Петрограда-Ленинграда, в войну же, на станцию «Новокузнецкая»
движущуюся лестницу поставил «Стальмост». Шлюзовые затворы, подъемники, кабестаны,
решетки, швартовочные кнехты для Канала Москва-Волга изготовили на этом предприятии.
Каркасы звезд Московского Кремля - тоже здесь. Перекрытия Химкинского речного
вокзала - опять они. Белорусский мост в Филях, каркас для «Рабочего и Колхозницы»,
эллинг для павильона «Механизация», заклепки и часть конструкций вант Крымского
моста в Москве - тоже они. w То есть с 1935 года все особо важные вещи, связанные
с городским заказом, со стальными и мостовыми конструкциями в нашем городе,
сделаны на этом замечательном предприятии, рабочие которого получили квартиры
окрест. Дачи, естественно, разобрали на дрова, всю зелень тоже повырубали.
А вот другое предприятие, Карачаровский
механический завод, - не менее известно.
|