Москва
> Метро
Метро МосквыОдин из самых знаменитых памятников советского времени - Московский метрополитен,
который по праву считается самым красивым в мире. Метро, открытое в 1935 году,
должно было стать не просто подземным транспортным средством, но и поднимать
дух советских людей, продемонстрировать всему миру торжество творческой мысли
новой советской страны. Большой город немыслим без метро. Когда автомобильные пробки парализуют Москву,
только оно спасает измученных ожиданием жителей. Без праздников и выходных,
без опозданий и перерывов на обед с аптекарской точностью оно развозит пассажиров
по пунктам назначения. Подземка засыпает лишь на несколько часов, а вместе ней
замирает и город. Этот самый общественный вид транспорта, словно зеркало, отражает
все, чем живёт тот или иной народ. В восточных странах метро более современное,
в западных оно хранит историю и атмосферу древних столиц, вместе с которыми
росло и развивалось. Именно поэтому, куда бы ни занесла вас жажда 'путешествий,
непременно стоит прокатиться в метро.
Добираясь на метро утром на работу или возвращаясь вечером домой, передвигаясь
на метро по другим личным делам, мы часто видим на центральных станциях группы
иностранных туристов (испанцев, немцев, японцев), либо толпящихся вокруг гида,
который с жаром рассказывает об украшениях той или иной станции, либо активно
фотографирующихся на фоне барельефов, памятников, фресок и т.п. И действительно,
наш взгляд замылен; мы представляем метро только как самый быстрый, удобный
и дешёвый вид транспорта (к сожалению, в час пик — не самый комфортный).
И забываем, что в том числе, метро Москвы — это огромный архитектурный
памятник, не имеющий аналогов нигде и заслуженно считающийся самым красивым
в мире.
Остановитесь на минуту, пропустите один или два поезда и приглядитесь к барельефам,
мозаике, статуям, панно — убранству стен, колонн, сводов и крыши. Действительно,
метро в Москве ничуть не менее интересно, чем архитектура или музеи многих европейских
городов. Не случайно, что имеются даже путеводители по московскому метро (правда,
в основном на английском языке).
Данный раздел сайта будет посвящён тем станциям метро, которые могут представлять
хоть какой-то интерес для туристов. Большинство станций, естественно, введено
в эксплуатацию в советское время, однако имеются и интересные станции, построенные
недавно (например, Славянский Бульвар, Римская, Трубная, Сретенский Бульвар).
Пожалуйста, найдите время и не пропустите одну пусть и неявных, но, тем не
менее, главных достопримечательностей столицы. Во всем мире известно, что московское метро является не только крупным транспортным
средством, без которого жизнь мегаполиса будет попросту парализована, но и
уникальным памятником архитектуры, не имеющим аналогов в мире. Московское
метро — это памятник былой дружбе народов когда-то великой страны —
СССР, живое напоминание о её героическом прошлом, олицетворение подвигов советского
народа — военных, трудовых и научных. Каждая поездка в метро —
это, по сути, лёгкое прикосновение к прошлому, в котором были не только сталинские
репрессии, жертвы второй мировой, разруха и голодомор, но ещё — и победа
во второй мировой, Гагарин, полет научной мысли, и вообще — все то светлое
и доброе, что волей-неволей приносил в нашу жизнь социализм.
И очень жаль, что москвичи, прожив всю жизнь в столице, воспринимают Метро
только как способ передвижения, не замечая и не разглядывая его красот. Единственное,
что обратило внимание москвичей на Метро (пусть даже в несколько другом ключе)
— это роман-бестселлер Глуховского «Метро 2033».
Сам автор этой статьи, прожив в столице более трех десятков, лишь недавно
стал «путешествовать» по станциям метро, внимательно рассматривая памятники
и барельефы, мозаику и картины отдельных станций, и был поражён, как мог он
столько раз проезжать мимо в суете будней и не обращать внимания на одну из
интереснейших достопримечательностей столицы (да, да, именно достопримечательностей
— тур по московскому метро, равно как и поездка в поезде Москва-Владивосток
внесены в список рекомендуемых для иностранцев поездок по России в таком солидном
туристическом издании, например, как Lonely Planet).
Хотя бы в рамках своего сайта мы бы хотели раскрыть перед вами всю красоту
и уникальность нашего метрополитена. В данном разделе мы будем приводить фотографии
самых станций московского метро и отдельных архитектурных элементов.
Ещё один пример напоминания, носящего ассоциативно-образный характер с местом
строительства, это станция "Арбатская" (1953 г., архитекторы Л. Поляков, В.
Пелевин).
Работы советского скульптора Матвея Манизера (1891-1966) хорошо известны миллионам людей, посещающих Москву. Пограничник с собакой, женщина с курицей, молодой рабочий с зубчатым колесом, революционный матрос и десятки других скульптур украшают самую известную станцию метро "Площадь Революции". 4 июня 1944 г. газета "Комсомольская правда” сообщила, что под Садовым
кольцом метростроевцы проложили первые метры тоннеля кольцевой линии. Этот
факт в условиях, когда ещё шла самая кровопролитная в истории человечества
война, стал своего рода символом времени, жившим ожиданием близкой победы.
Московские архитекторы с готовностью включились в проектирование станций
Большого кольца московского метро. Уже первые эскизы свидетельствуют о едином стремлении выразить
триумф победы, радость жизни, преодолевшей смерть. Используя разные архитектурные
средства, они в своих проектах добиваются одного — мажорного, ликующего звучания. Замечательный московский архитектор Георгий Павлович Гольц в двух эскизах
к проекту станции "Киевская" и в проекте станции "Курская"
(не осуществлены) изобретательно разрабатывает тему триумфальной арки — одного
из самых стойких, традиционных и понятных символов победы.
В обстановке близости полного разгрома фашизма и в первые послевоенные годы
практически любое строящееся сооружение задумывалось и воспринималось как
своего рода памятник героическим годам войны. Естественно, что тема победы,
тема мужества и силы советского оружия нашли своё отражение в архитектуре
кольцевой линии Московского метро — как в наземных павильонах, так и в решении
подземных станций.
Большое внимание было уделено внешнему виду наземных павильонов. В результате
настойчивой работы всех авторских коллективов наземные павильоны станций первой
очереди кольцевой линии были объединены общей темой: все они в той или иной
мере — вариация на мотив триумфальной арки. Пожалуй, наиболее убедительно
её версию предложил Леонид Михайлович Поляков в наземном павильоне станции
"Калужская" (ныне "Октябрьская").
Поиски средств выразительности, способных передать ощущение триумфа, ликующего
праздника, привели архитектурное оформление подземных вестибюлей к пышности,
почти дворцовой роскоши. Изобилие произведений монументально-прикладного искусства,
изощренная работа со светом резко отличали станции Большого кольца от станций
первой — третьей линий Московского метрополитена, казавшихся теперь скромными,
если не бедными.
Первая очередь кольцевой линии была сдана в эксплуатацию 1 января 1950 г.,
вторая — 30 января 1952 г., третья (станции "Краснопресненская",
"Киевская") — 14 марта 1954 г. По мере того, как события военных
лет уходили в прошлое, менялась и тематика станций. Пафос победы над врагом
приобретал другие смысловые очертания, его сменил пафос созидания, ставшего
возможным благодаря победе.
Это изменение тематики прослеживается уже в подземных залах первой очереди
кольцевой линии — в "Павелецкой", где основной темой стало преобразование
природы, в "Серпуховской" (ныне "Добрынинская"), посвящённой
дружбе народов. Станция "Парк культуры" как бы служила иллюстрацией
к статье Конституции СССР, гарантирующей право на отдых.
Однако в станции "Комсомольская"-кольцевая, последней работе А.В.
Щусева, законченной уже после его смерти, в 1952 г., тема Победы, как это
и было задумано мастером в год окончания войны, прозвучала особенно сильно. К середине 50-х годов в советской архитектуре все отчётливее стали проступать
тенденции к чрезмерному украшению зданий, к "обогащению" фасадов,
к помпезности, даже роскоши. В станциях Московского метро они проявились,
быть может, даже более остро, чем в других сооружениях. Мозаичные панно, барельефы,
богатая лепнина, блеск золота, сверканье хрусталя — такими предстают станции,
построенные в послевоенное десятилетие.
Многие зодчие с тревогой наблюдали за происходящим — они были уверены, что
этот путь развития архитектуры порочен, многие начали активно заниматься проблемами
типизации и индустриализации, видя здесь — и только здесь — выход из жилищного
кризиса, который был в те годы чрезвычайно острым. Внутри архитектурной профессии
вызревали предпосылки к существенным переменам.
В 1954—1955 гт. ряд партийно-правительственных постановлений невиданно ускорил
процессы, уже происходившие в советской архитектуре, нацелил её на всемерную
типизацию и индустриализацию. Развернулась борьба с так называемыми архитектурными
излишествами. Нередко она принимала довольно варварские формы — подчас с уже
готовых зданий сбивали лепнину. Вновь строящиеся сооружения отличались спартанской
простотой, возобладали жёсткий геометризм форм, прямой угол, едва ли не главным
достоинством в архитектуре стала считаться утилитарность.
Творческая перестройка впрямую затронула и московское метростроение. При
возведении станций начали применять сборные железобетонные конструкции и типовые
решения, исчезли произведения монументально-декоративного искусства, вместо
дорогостоящих люстр и бра применялись простые светильники. Вновь строящиеся
станции утратили ярко выраженную индивидуальность, стали похожими друг на
друга, превратились в ординарные транспортные узлы.
Но это явно противоречило традиции, сложившейся в Московском метрополитене,
когда каждая станция рассматривалась как крупное общественное сооружение,
наделённое художественным достоинствами. Постепенно в разумных пределах в
отделке станций больше начали применять естественный камень, право на жизнь
получили и произведения монументально-декоративного искусства — панно, мозаики,
росписи. Продолжилась традиция оформлять станции тематически. Одна из новых линий Московского метрополитена — Серпуховская открыта для
движения в конце 1983 г. её станции демонстрируют разнообразие конструктивных
решений, ставших реальной основой для создания разнообразного архитектурного
оформления. Тематика станций по большей части связана с их названиями. Так,
беломраморные панно на станции "Серпуховская’” (она размешена на дороге
в подмосковный город Серпухов, архитекторы Н. Алешина, Л. Гончар, Л. Павлов)
рассказывают о древних городах Подмосковья.
Станция "Севастопольская" посвящена черноморскому городу-герою,
"Нахимовский проспект" — русскому адмиралу П.С. Нахимову, руководившему
героической обороной того же Севастополя; станция "Тульская” — городу-герою,
преградившему фашистам путь к Москве; в облике станции "Чертановская”,
построенной вблизи известного экспериментального жилого района, нашли отражение
достижения московских строителей. Эта тема выражена не только в оформлении,
но и в оригинальной, технически смелой конструкции. Пластичные своды арок
как бы вырастают из колонн, стоящих в два ряда вдоль перронного зала. По лаконичности
и выразительности решения "Чертановская" напоминает одну из лучших
(если не лучшую) московских станций — "Кропоткинскую".
Своеобразно отразилась специфика названия в станции "Пражская"
— её проект выполнили чёткие архитекторы, посвятившие её дружбе народов Чехословакии и бывшего Советского Союза. Эта работа — ответная. Группа московских
метростроителей проектировала для пражского метро станцию "Московская".
Первая очередь Московского метро протяженностью, как вы, наверное, не забыли,
11,6 км, сегодня — лишь небольшой отрезок сложной и разветвлённой системы
метрополитена, огромного подземного города со своими неповторимыми "площадями"
и "улицами". За семьдесят лет число станций увеличилось более чем
в двадцать раз, а протяжённость линий — в двадцать раз. Вдумайтесь: число людей,
перевезённых за эти годы, во много раз превышает число живущих на земле. И
не мудрено — каждый день в Московское метро спускается девять миллионов пассажиров,
а в отдельные дни — десять.
Строительство Московского метро продолжается.
|