Московское метро > История
История московского метро
В первые годы советской власти было не до метро. Хотя мечта жила, выливаясь
в разнообразные проекты. Так, одновременно с первым проектом перепланировки
Москвы — о нем шла речь во втором рассказе — был разработан и проект метрополитена;
его автором стал инженер Л.Н. Бернацкий. Он предложил строить сеть метрополитена
из шести диаметров (или двенадцати радиусов), двух колец — под Бульварным и
Садовым кольцом — и двух полуколец — под Камер-Калужским валом. Но все это пока
оставалось на бумаге.
Общая протяженность линий метрополитена по первому проекту П.И. Балинского
составляла более ста километров. Немногим меньше была протяженность сети метрополитена
в другом проекте, выполненном примерно в то же время тремя инженерами — А.И.
Антоновичем, Н.И. Голиневичем и П.П. Дмитриевым. В их проекте и трассировка
линий была иной — только одно кольцо (под Камер-Коллежским валом) и два диаметра,
пересекавшихся у Александровского сада: Замоскворецко-Тверской и Арбатско-Сокольнический.
В сентябре 1931 г. была создана специальная организация — Метрострой, а уже
в ноябре на Русаковской улице заложили первую шахту метрополитена — о том, где
она находилась, напоминает мемориальная доска во дворе дома № 13. И столько
же — тринадцать тысяч комсомольцев были направлены на строительство; в 1933
г. метро объявили ударной комсомольской стройкой. Со всех ее концов в Москву
шли грузы, отмеченные буквой "М" — Метрострою поставляли свою продукцию
пятьсот тридцать девять заводов, фабрик и карьеров.
Строительство метрополитена было делом в нашей стране совершенно новым, опыта
не хватало не только рабочим, еще вчера не подозревавшим, что они станут метростроевцами,
но и инженерно-техническому персоналу. Ежедневно Москва преподносила строителям
сюрпризы. Один из них произошел летом 1934 г., когда шла прокладка тоннеля под
Комсомольской площадью, только что переименованной из Каланчевской именно в
честь комсомольцев — строителей метрополитена. Тоннель строился открытым способом,
так что большая часть площади была перекопана, а от Казанского вокзала к Ярославскому
и Ленинградскому можно было пройти по деревянным мосткам. Работы велись и под
ручьем Ольховец, некогда текущим через площадь, а в XIX в. заключенном в трубу.
На время строительства ручей поместили в деревянный короб, короб же опирался
на металлические сваи.
Нелегко пришлось в те дни тем, кто трудился на стройке. Дождь, не прекращавшийся
несколько дней, превратил тоннель в подобие канала — люди стояли по колено в
воде, а над их головами, распирая час от часа деревянный короб, все более угрожающе
шумел ручей. Наконец, короб не выдержал, и ручей водопадом обрушился вниз, сметая
все, что попадалось на пути — камни, бревна, трубы. Возникла быстро расширявшаяся
трещина, неуклонно подползавшая к Казанскому вокзалу. Надо ли говорить, какую
опасность она таила? Только мужество и расторопность рабочих, преградивших дорогу
воде валом из крупных камней, спасли положение. Аварию удалось ликвидировать.
4 июня 1944 г. газета "Комсомольская правда” сообщила, что под Садовым
кольцом метростроевцы проложили первые метры тоннеля кольцевой линии. Этот
факт в условиях, когда еще шла самая кровопролитная в истории человечества
война, стал своего рода символом времени, жившим ожиданием близкой победы.
Московские архитекторы с готовностью включились в проектирование станций
Большого кольца московского метро. Уже первые эскизы свидетельствуют о едином стремлении выразить
триумф победы, радость жизни, преодолевшей смерть. Используя разные архитектурные
средства, они в своих проектах добиваются одного — мажорного, ликующего звучания.
Замечательный московский архитектор Георгий Павлович Гольц в двух эскизах
к проекту станции "Киевская" и в проекте станции "Курская"
(не осуществлены) изобретательно разрабатывает тему триумфальной арки — одного
из самых стойких, традиционных и понятных символов победы.
В обстановке близости полного разгрома фашизма и в первые послевоенные годы
практически любое строящееся сооружение задумывалось и воспринималось как
своего рода памятник героическим годам войны. Естественно, что тема победы,
тема мужества и силы советского оружия нашли свое отражение в архитектуре
кольцевой линии Московского метро — как в наземных павильонах, так и в решении
подземных станций.
Большое внимание было уделено внешнему виду наземных павильонов. В результате
настойчивой работы всех авторских коллективов наземные павильоны станций первой
очереди кольцевой линии были объединены общей темой: все они в той или иной
мере — вариация на мотив триумфальной арки. Пожалуй, наиболее убедительно ее
версию предложил Леонид Михайлович Поляков в наземном павильоне станции "Калужская"
(ныне "Октябрьская").
Поиски средств выразительности, способных передать ощущение триумфа, ликующего
праздника, привели архитектурное оформление подземных вестибюлей к пышности,
почти дворцовой роскоши. Изобилие произведений монументально-прикладного искусства,
изощренная работа со светом резко отличали станции Большого кольца от станций
первой — третьей линий Московского метрополитена, казавшихся теперь скромными,
если не бедными.
Первая очередь кольцевой линии была сдана в эксплуатацию 1 января 1950 г.,
вторая — 30 января 1952 г., третья (станции "Краснопресненская", "Киевская")
— 14 марта 1954 г. По мере того, как события военных лет уходили в прошлое,
менялась и тематика станций. Пафос победы над врагом приобретал другие смысловые
очертания, его сменил пафос созидания, ставшего возможным благодаря победе.
Это изменение тематики прослеживается уже в подземных залах первой очереди
кольцевой линии — в "Павелецкой", где основной темой стало
преобразование природы, в "Серпуховской" (ныне "Добрынинская"),
посвященной дружбе народов. Станция "Парк культуры" как бы
служила иллюстрацией к статье Конституции СССР, гарантирующей право на отдых.
Однако в станции "Комсомольская"-кольцевая, последней работе
А.В. Щусева, законченной уже после его смерти, в 1952 г., тема Победы, как это
и было задумано мастером в год окончания войны, прозвучала особенно сильно.
К середине 50-х годов в советской архитектуре все отчетливее стали проступать
тенденции к чрезмерному украшению зданий, к "обогащению" фасадов,
к помпезности, даже роскоши. В станциях Московского метро они проявились,
быть может, даже более остро, чем в других сооружениях. Мозаичные панно, барельефы,
богатая лепнина, блеск золота, сверканье хрусталя — такими предстают станции,
построенные в послевоенное десятилетие.
Многие зодчие с тревогой наблюдали за происходящим — они были уверены, что
этот путь развития архитектуры порочен, многие начали активно заниматься проблемами
типизации и индустриализации, видя здесь — и только здесь — выход из жилищного
кризиса, который был в те годы чрезвычайно острым. Внутри архитектурной профессии
вызревали предпосылки к существенным переменам.
В 1954—1955 гт. ряд партийно-правительственных постановлений невиданно ускорил
процессы, уже происходившие в советской архитектуре, нацелил ее на всемерную
типизацию и индустриализацию. Развернулась борьба с так называемыми архитектурными
излишествами. Нередко она принимала довольно варварские формы — подчас с уже
готовых зданий сбивали лепнину. Вновь строящиеся сооружения отличались спартанской
простотой, возобладали жесткий геометризм форм, прямой угол, едва ли не главным
достоинством в архитектуре стала считаться утилитарность.
Творческая перестройка впрямую затронула и московское метростроение. При
возведении станций начали применять сборные железобетонные конструкции и типовые
решения, исчезли произведения монументально-декоративного искусства, вместо
дорогостоящих люстр и бра применялись простые светильники. Вновь строящиеся
станции утратили ярко выраженную индивидуальность, стали похожими друг на
друга, превратились в ординарные транспортные узлы.
Но это явно противоречило традиции, сложившейся в Московском метрополитене,
когда каждая станция рассматривалась как крупное общественное сооружение,
наделенное художественным достоинствами. Постепенно в разумных пределах в
отделке станций больше начали применять естественный камень, право на жизнь
получили и произведения монументально-декоративного искусства — панно, мозаики,
росписи. Продолжилась традиция оформлять станции тематически.
Одна из новых линий Московского метрополитена — Серпуховская
открыта для движения в конце 1983 г. Ее станции демонстрируют разнообразие конструктивных
решений, ставших реальной основой для создания разнообразного архитектурного
оформления. Тематика станций по большей части связана с их названиями. Так,
беломраморные панно на станции "Серпуховская’” (она размешена на дороге в подмосковный
город Серпухов, архитекторы Н. Алешина, Л. Гончар, Л. Павлов) рассказывают о
древних городах Подмосковья.
Станция "Севастопольская" посвящена черноморскому городу-герою,
"Нахимовский проспект" — русскому адмиралу П.С. Нахимову, руководившему
героической обороной того же Севастополя; станция "Тульская”
— городу-герою, преградившему фашистам путь к Москве; в облике станции
"Чертановская”, построенной вблизи известного экспериментального жилого
района, нашли отражение достижения московских строителей. Эта тема выражена
не только в оформлении, но и в оригинальной, технически смелой конструкции.
Пластичные своды арок как бы вырастают из колонн, стоящих в два ряда вдоль перронного
зала. По лаконичности и выразительности решения "Чертановская" напоминает одну
из лучших (если не лучшую) московских станций — "Кропоткинскую".
Своеобразно отразилась специфика названия в станции "Пражская"
— ее проект выполнили четкие архитекторы, посвятившие ее дружбе народов Чехии
и Словакии и бывшего Советского Союза. Эта работа — ответная. Группа московских
метростроителей проектировала для пражского метро станцию "Московская".
Первая очередь Московского метро протяженностью, как вы, наверное, не забыли,
11,6 км, сегодня — лишь небольшой отрезок сложной и разветвленной системы
метрополитена, огромного подземного города со своими неповторимыми "площадями"
и "улицами". За семьдесят лет число станций увеличилось более чем
в двадцать раз, а протяжённость линий — в двадцать раз. Вдумайтесь: число людей,
перевезенных за эти годы, во много раз превышает число живущих на земле. И
не мудрено — каждый день в Московское метро спускается девять миллионов пассажиров,
а в отдельные дни — десять.
Строительство Московского метро продолжается.
|