Московский кремль
> Успенский собор
Успенский собор московского кремля
На протяжении веков златоверхий Успенский собор в Московском Кремле был самым
большим памятником церковного зодчества России, центром её истории, политики,
культуры и православия. Даже после основания Санкт-Петербурга в нём продолжали
проводиться церемонии коронации каждого нового государя, включая коронацию Николая
II 26 мая 1896 года.
Успенский собор посвящён одному из самых почитаемых таинств в православии -
Успению Пресвятой Богородицы, которое относится к перемещению Марии на небеса.
Православная иконография изображает лежащую Богоматерь, окружённую апостолами,
как засыпающую – отсюда термин “успение” от латинского глагола «dormire»,
«спать». В этот момент – по сути, после смерти Марии – Христос принимает
душу Марии на небеса за три дня до её “успения”, во время которого её воскресшее
тело переходит на небеса.
Происхождение Кремлёвского Успенского собора тесно связано с расцветом могущества
Москвы. В 1326 году ведущий священник Русской церкви - митрополит Пётр Владимирский
- сделал Московский Кремль своей фактической резиденцией. Здоровье прелата ухудшалось,
и считалось, что московские лекари могли бы обеспечить лучший уход. Этот шаг,
тщательно продуманный великим князем Иваном I (Калитой), имел большое значение
не только для политического и религиозного статуса Москвы, но и для её архитектурного
развития.
Задуманный как величественное и торжественное место для коронации российских
правителей и посвящения в сан митрополитов (впоследствии патриархов) Русской
православной церкви, Успенский собор Фиораванти в архитектуре представляет собой
встречу двух культур - русской (с её византийским наследием) и западноевропейской,
выраженной в духе Русской православной церкви.
В средневековой истории России распространение имитаций Успенского собора
конца XV века в Московском Кремле не только символизировало объединение Московией
русских земель, но и воссоздавало в осязаемой форме главную святыню Москвы в
стратегических точках по всей её расширяющейся территории. Особенно важным был
Успенский собор в Троице-Сергиевом
монастыре в Сергиевом Посаде, построенный святым Сергием Радонежским как
скит в 1337 году и постепенно расширявшийся, чтобы впоследствии стать центром
московского монашества.
В начале 20-го века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал
сложный процесс получения яркой цветной фотографии. Он также основал бизнес
по производству цветных иллюстраций к книгам, таким как большой том, выпущенный
в 1913 году к трёхсотлетию династии Романовых. В нем Прокудин-Горский воспроизвёл
акварельные миниатюры, сделанные для альбома, подаренного в 1673 году царю Алексею
Михайловичу и посвящённого событиям, приведшим к восшествию на престол в 1613
году его отца Михаила Фёдоровича - первого царя Романовых. На репродукциях изображена
торжественная церемония коронации, состоявшаяся 11 июля 1613 года в Успенском
соборе Московского Кремля. Главный художник Иван Максимов не стал показывать
стены, расписанные фресками, но с правой стороны изображён большой иконостас
собора.
|