Москва > Музеи
Москвы > Музей
ретроавтомобилей > Гараж особого назначения
Гараж особого назначения
(ГОН)
Гараж особого назначения в предвоенные годы
Начальником особого гаража стал Павел Осипович Удалов — личный шофер
И.В. Сталина, который проработал на этой должности без малого 30 лет.
Парк Гаража пополнялся в основном за счет импортных автомобилей. Заграничные
закупки легковых автомобилей представительского класса и запасных частей к ним
осуществлялись в конце 20-х — середине 30-х годов Наркоматом внешней торговли
по решению Политбюро ЦК ВКП(б). Такие закупки производились только в крайних
случаях. Техника старела и, несмотря на все усилия специалистов Гаража особого
назначения, других гаражей центральных учреждений и организаций, часто выходила
из строя.
К августу 1932 года в Кремле остался только один гараж — ГОН. Он получил
помещения дома № 9 на Коммунистической (Дворцовой) улице, которые до этого занимал
1-й Автобоевой отряд ВЦИК, созданный в 1918 году для охраны и обороны Кремля.
Помимо этого сотрудники Гаража особого назначения получили новые автомобили.
В 1939 году эти автомобили из гаража в Варсонофьевском переулке переведены в
Кремль и под Большой Каменный мост. Уже в 1940 году колонны основных (персональных)
и оперативных автомобилей составили единый коллектив. Гараж особого назначения
в составе оперативного подразделения 1-го отдела НКВД.
Начиная с 1937 года для нужд Гаража Наркоматом внешней торговли СССР в Соединенных
Штатах Америки была закуплена партия легковых автомобилей марки «Паккард» со
специальной защитой кузова (бронированные). В то время они были одними из лучших
автомобилей в мире — престижные, надежные и скоростные.
В этот же период начались первые попытки использования в Гараже отечественных
автомобилей ЗиС и ГАЗ. В предвоенные годы весь состав Гаража, особого назначения
работал в увеличилось не только количество командировок с охраняемыми лицами,
но и их продолжительность.
Гараж особого назначения (ГОН) в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года Гараж особого назначения перешел на казарменное положение и усиленный вариант
несения службы. Страна начала жить по суровым законам войны.
Фронт быстро приближался к Москве, оперативная обстановка осложнялась. На
автомобилях Гаража особого назначения красили все хромированные детали, сняли радиоприемники, установили
специальные фары для езды в темное время суток. Машины, используемые для выезда
на фронт, закамуфлировали.
В августе сентябре 1941 года в связи с решением о переводе высших органов
государственной власти в г. Куйбышев (Самару),
в этот город откомандировали специальную группу сотрудников Гаража особого назначения.
Московский Кремль
был недостаточно подготовлен к противовоздушной обороне. Автомобили Гаража особого
назначения ежедневно рассредоточивали по территории Тайницкого
сада и Арсенала,
чтобы уменьшить возможные потери от бомбардировок. В августе и октябре 1941
года в здание Арсенала дважды попадали бомбы. Серьезно пострадал расположенный
там «Сталинский гараж».
В самые трудные военные 1941 - 42 годы ежедневная напряженная работа, иногда
под бомбежкой, стала нормой для сотрудников Гаража особого назначения . Охранные
мероприятия готовились и проводились в условиях строжайшей конспирации. Командировки
были продолжительностью от нескольких дней до нескольких месяцев.
Во время Великой Отечественной войны Гараж особого назначения участвовал в
проведении таких крупномасштабных мероприятий, как конференция в Тегеране 1943
года, Крымская (Ялтинская) встреча лидеров СССР, США
и Англии в 1945 году.
24 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР многие сотрудники
Гаража особого назначения , принимавшие участие в обеспечении безопасности Ялтинской
конференции, были награждены орденами и медалями.
Кроме ежедневной изнуряющей работы, сотрудники Гаража особого назначения годы
войны участвовали в обеспечении безопасности 285 специальных командировок, из
них на фронт и прифронтовые районы 157, по стране 68, за границу - 8.
Опасность на войне была реальной, но, несмотря на многочисленные критические
ситуации, потерь среди охраняемых лиц допущено не было.
|