Музей Стрелецкие палаты > Царское войско России
Царское войско России
Служилый человек Русского государства целиком признавал себя «государевым»,
«царёвым человеком». Царю принадлежала его жизнь и имущество, в документах он
с гордостью именовал себя «государевым холопом», а в бою кричал особым боевым
кличем, ясаком «Царев - царев!». Роскошные одеяния и доспехи русского царя Алексея
Михайловича свидетельствовали о могуществе, богатстве и славе всего Российского
государства. Считалось, что ратный человек служит, бьётся и проливает кровь
«За святые Божий церкви, и за вотчину Великих государей, и за всё Православное
христианство».
Святыни, которые сопровождали царское войско в походе, имели важное религиозно-историческое
значение. Современники обозначали сюжеты этих икон и знамён общим понятием «Победительные
чудеса». На них изображались, в первую очередь, главные святыни православного
воинства ещё со времён Ромейской державы: Крест царя Константина, Нерукотворный
Образ Спасителя и икона Богоматери Одигитрии. Все вместе они символизировали
единство Церкви Небесной - христианских святых, в том числе воинов и князей,
- и Церкви Земной, воинствующей, важной частью которой и являлись русские служилые
люди. Ярким и детальным образом эта богословская идея выражена в выдающемся
памятнике эпохи митрополита Макария - иконе «Церковь воинствующая».
Среди церемониальных, богато украшенных предметов царского обихода выделяется
«Царский Титулярник» 1672 года - рукописная книга, справочник титулов русских
и иностранных правителей, необходимая как пособие по дипломатической переписке.
Авторы-составители «Титулярника» впервые включили в виде иллюстраций печати
или гербы важнейших русских земель, перечисленных в нём. Особую торжественность
титул приобрёл в эпоху Алексея Михайловича, который дополнил малый титул «Государь,
царь и великий князь веса Русии» словами «всеа Великия и Малыя и Белыя Росии
самодержец», что означало объединение большей части восточнославянских земель
под единым царским скипетром.
|