Стадион на Воробьёвых Горах
История освоения Воробьевых гор продолжались 21 сентября 1920 г. — в тот
день Главное управление Всевобуча (Всеобщее военное обучение) объявило конкурс
на составление проекта Всероссийского спортивного стадиона. Инициатором конкурса
был руководитель Всевобуча, старый большевик Николай Ильич Подвойский. Место
для стадиона было выбрано на Воробьевых горах, как это и предусматривалось
проектом перепланировки Москвы, над которым в это время трудились в архитектурной
мастерской, воглавляемой А.В. Щусевым и И.В. Жолтовским.
Нетерпение устроителей конкурса было так велико, что, не дожидаясь его итогов,
уже 10 октября того же года состоялась торжественная закладка стадиона. Об
этом свидетельствовали не только газеты, но и кинохроника, кадры которой —
выступление Н.И. Подвойского на закладке стадиона — сохранились. На них можно
разглядеть руководителя Всевобуча на импровизированной трибуне и людей, расположившихся
по склону горы. Открытие Всероссийского стадиона, до которого не могло додуматься
буржуазное правительство, — это новая победа".
Таким образом, с самого начала стадион задумывался не только как спортивное
сооружение, но и как новый архитектурно-общественный центр города. Это подтверждает
и известный в 20-е годы деятель культуры Б.Н. Терновец. По его воспоминаниям,
в 1921—1922 гг. для стадиона "значительному количеству скульпторов были
заказаны эскизы памятников и статуй, серия памятников должна была отобразить
различные эпохи революционной борьбы в образах народных вождей, в олицетворении
борьбы классов. Вместе с тем были предусмотрены и чисто физкультурные и спортивные
темы".
Действительно, в работе над стадионом в разные годы принимали участие видные
художники и скульпторы в их числе Г.Б. Якулов, создавший в 1922 г. архитектурную
конструкцию стадиона, художник Л.П. Балиев. Членами специально созданной комиссии
были поэты С.А. Есенин и А.Б. дович и П.П. Муратов. Строительством стадиона
активно интересовался А. В. Луначарский.
К весне 1922 г. сформировалась программа строительства стадиона. На средней
террасе Воробьевых гор предполагалось разместить спортивную арену с поднимающейся
по естественному склону трибуной на сорок-пятьдесят тысяч чел.; над ней, на
высокой бровке — Дворец спорта; вблизи арены с использованием естественного
амфитеатра — театр массового действия; на левом берегу реки думали устроить
ипподром.
А между тем уже летом и осенью 1921 г. развернулись работы. Предполагалось
закончить спортивную площадку для больших состязаний и встроить временные
трибуны.
Даже то немногое, что удалось сделать, позволило летом 1921 г. провести
на Воробьевых горах спортивный праздник в честь III Конгресса Коминтерна.
В июне 1924 г. здесь устраивались массовые зрелища. Спектакли на открытом
воздухе собирали огромное количество народа — до десяти—пятнадцати тысяч человек.
15 июня, в день встречи делегатов V Конгресса Коминтерна, была устроена массовая
инсценировка, основанная на подлинных политических событиях. Ее участниками
стали сами зрители, которых тут же проинструктировали и одели в костюмы. В
самом конце июня здесь была показана пьеса "Земля дыбом", в ней
играли пятнадцать тысяч самодеятельных актеров; двадцать пять тысяч зрителей
смотрели этот спектакль. Дело происходило, заметим, под проливным дождем.
Идея сооружения стадиона на Воробьевых горах была так популярна, что в 1922
г. она стала темой дипломного проектирования на архитектурном факультете одного
из наиболее авторитетных художественных вузов страны — в Высших государственных
художественно-технических мастерских (Вхутемас). Любопытно, что на эту тему
защитил свой дипломный проект и Н.Я. Колли, тот самый, что несколько лет назад,
еще студентом, предлагал поставить на Воробьевых горах памятные знаки.
И в дальнейшем Международный Красный стадион многократно становился темой
курсового и дипломного про-ектирования.
Нет, наверное, смысла подробно рассказывать обо всех перипетиях, связанных
с проектированием и строительством стадиона. Остановимся лишь на некоторых,
наиболее важных моментах.
В 1924 г., после кончины В.И. Ленина, в жизни советской творческой интеллигенции
ленинская тема стала играть все более значительную роль. Председатель Комиссии
по увековечению памяти Ленина Леонид Борисович Красин, видный большевик, дипломат
и общественный деятель, предложил строящийся на Воробьевых горах спортивно-культурный
центр посвятить основателю государства, превратив его в грандиозный комплекс,
включающий общественные здания и спортивные сооружения.
Две первые премии получили студенты МИГИ, несколько премий за отдельные
сооружения было присуждено студентам Вхутемаса.
К лету того же года вся работа перешла в руки второго отделения архитектурного
факультета Вхутемаса, входившего тогда в созданную годом раньше и руководимую
Н.А. Ладовским Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). При строительной конторе
стадиона была создана проектировочная контора, где под руководством Ладовского
студенты разрабатывали проект стадиона, который был задуман как место всесоюзных,
а в будущем и всемирных спортивных игр.
За лето было сделано очень многое — горная академия производила на территории
стадиона геологические изыскания, топографические съемки и планировку аллей
по берегам Москвы-реки, были построены трибуны на две тысячи мест, летний
театр на полторы тысячи мест, главные ворота, киоски, ледяные горы, буфет,
лыжная станция. Сооружения достаточно энергично использовались — в 1923—1925
гг. здесь было проведено более пятидеяти народных гуляний, на которых происходили
массовые действа.
В 1925 г. большой макет стадиона размером 2x1x0,5 м и весом два пуда (32
кг) экспонировался вместе с другими архитектурными проектами, созданными в
нашей стране, на Международной выставке декоративного искусства в Париже,
где был удостоен Gran prix. |