Парки Москвы > Царицыно
Царицыно
Будущее Царицыно Екатерина приобрела в 1775 году в тот период, когда ей долго,
около года, пришлось жить в Москве.
Ещё с 1767 года императрица затеяла несколько проектов собственных дворцов
в Москве (в том числе и в Кремле) и окрестностях.
Присматривала она и место для летней резиденции. Выбор нал на Чёрную Грязь -
имение князя С Д. Кантемира, лежавшее в семи вёрстах от дворцового села
Коломенского.
После переговоров с владельцем купчая была совершена. За 25 тысяч рублей через
доверенного А. В. Олсуфьева её императорское величество получила 250 душ крестьян,
350 десятин пахотной земли покосы, живописные, богатые рыбой пруды, благоустроенную
усадьбу с регулярным французским садом и каменной церковью во имя иконы Божией
Матери
Перед садом стояли в одну линию два господских дома и дворы бывших владельцев
усадьбы.
Рядом на огромном холме, оформленном земляными террасами, располагалась приглянувшаяся
новой владелице зелёная деревянная беседка, с которой открывался великолепный
вид на залив с островом посередине.
Возле беседки будет построен малый дворец императрицы. Предположительно, недалеко
от беседки, между регулярным садом и берегом пруда архитектор П. Я. Песков за
две недели соорудил временный дворец, куда новая владелица переехала 30 июня
1975 года.
Возведение резиденции в Царицыне началось в 1776 году. На строительство нового
дворцового ансамбля она планировала потратить 300 тысяч. По свежей памяти императрица
проявляла живой интерес к стройке: делала пометки в годовом отчёте зодчего,
рассматривала привезённую им «Панораму» дворцового ансамбля. Но с годами этот
интерес стал угасать. Новые строительные затеи заслоняли образ «райского царицына»,
да и возвращаться в Москву императрица не торопилась. Постоянный контроль за
деятельностью архитектора осуществлялся через статс-секретарей: сначала - П. В.
Завадовского, потом - А. А Безбородко. Для Баженова настали сложные времена. По ходу строительства Баженов постоянно корректировал первоначальный замысел
ансамбля Царицыно. Решающим стало предложение заменить оранжерею между отдельными
одинаковыми дворцами императрицы и цесаревича на небольшой дворцовый корпус
для маленьких внуков Екатерины II - великих князей Александра и Константина.
Десятилетний срок, отведённый на строительство подмосковной резиденции, подходил
к концу. В ожидании визита владелицы имения денег на стройку стали отпускать
больше, и работы ускорились, наконец началась внутренняя отделка главных зданий.
Просьбы о заведении обещанного ранее кирпичного завода, который поставлял бы
дешёвый и качественный кирпич, встречали неизменный отказ. Заказчица никак не
желала определить характер внутренней отделки готовых дворцов, зато требовала
покрыть все постройки непрактичной в нашем климате черепицей.
Но больше всего страданий доставляли Баженову финансовые трудности. Деньги
на стройку отпускали не полностью и не вовремя. Приходилось брать кредиты и
влезать в долги или конфликтовать с подрядчиками. Стоимость работ возросла,
первоначальная смета была значительно превышена.
Все три здания зодчий намеревался объединить проходными галереями в Главный
корпус дворца Ее Императорского Величества и Императорской свиты. Венценосная
заказчица тогда согласилась с этим предложением.
К лету 1785 года Царицыно проекта Василия Баженова стали реальностью. Оно вызывало
восторженные отзывы немногих побывавших в нем современников Дворцы.
Императрица и два гениальных зодчих, каждый из которых создавал собственную
версию усадьбы, - главные герои экспозиции в музее Царицыно, посвящённой двадцати
годам амбициозных планов, оправдано и неоправданных надежды утраченных иллюзий
Команда проекта, в которую вошли режиссёры и дизайнеры, сценаристы и архитекторы
художники и искусствоведы рассказала историю Царицы дли выставки средствами:
подлинные музейные экспонаты дополнены современными инсталляциями и мультимедийными
реконструкциями с участием известных артистов театра и кино.
|