Царицыно > Архитектура
Архитектура Царицыно
Царицыно, построенное В.И. Баженовым, вызывало восторженные отзывы немногих
побывавших в нем современников. Дворцы, «домики», «крепостные» ворота и прочие
постройки, подобно увеселительным павильонам на Ходынском поле, свободно, но
вместе с тем продуманно располагались в ландшафте, составляя эффектные «картинные
виды». Это был настоящий «театр архитектуры», основанный на сопоставлениях и
контрастах, игре разнообразных объёмов и форм. Сочетание красного кирпича. белого
камня и золотистой черепицы на кровлях создавало светлое, праздничное настроение.
«Нежная» готика Баженова получилась не очень похожей на европейскую готику соборов
и замков. Русские церкви XVII века, кремли или монастыри она также напоминала
лишь отчасти.
Баженов черпал вдохновение из разных исторических источников, но никогда не
цитировал их буквально: он создал свою особую архитектурную вселенную. Важную
роль зодчий отвёл декоративным элементам. Стены и парапеты сооружений украшают
круги, овалы, ромбы, кресты, звезды, шары, обелиски, аркады, зубцы, колонки,
«кокошники», цепи «сердец». Для многих этих элементов в мировом арсенале символов
можно подыскать значения.
Как знак прославления Екатерины II на Малом дворце помещён её вензель в солнечном
сиянии; в рельефном изображён (или чаши?) на стенах Кухонного корпуса можно
видеть пожелание благополучия, а может быть, символ Евхаристии-жертвы Спасителя,
Арку Фигурных ворот украшает сложный ажурный узор, завершённый виноградной гроздью-символом
не только изобилия, но и страданий Христа, Знатоки архитектуры Царицына давно
спорят: зашифровал ли Баженов в декоре построек тайное «масонское» послание
или это только игра, имитация тайных смыслов?
«Райский» мир баженовского Царицына создавался для отдыха и развлечений и не
был предназначен ни для официальных церемоний, ни для постоянного пребывания
это было бы затруднительно из-за довольно скромных размеров дворцов и «доминов»
и особенностей их планировки, определенных первоначальным заданием Екатерины
II. Однако именно сама заказчица за десять лет отсутствия сильно изменилась.
Теперь вернувшись в Царицыно, она отказалась принимать условия той архитектурной
игры, которые сама когда-то продиктовала.
|