Стекольные заводы в России
Построен в 1735 г. Виллимом Эльмзелем. Во время правления Екатерины II находился
в "вечном и потомственном владении" князя Г. А. Потемкина. Завод выпускал уникальные
изделия по проектам известных художников: А.Н.Воронихина, И.А.Иванова, И.А.Монигетти,
А.П.Брюллова. Здесь осваивались различные техники декорирования стекла: шлифовка,
гранение, резьба, гравировка, роспись золотом и серебром, металлическими красками,
эмалями. В XVIII веке традиционным способом декорирования стекла была гравировка,
т.е. нанесение рисунка острием медного колёсика (впервые применён в Англии в
XVII веке). Завод представлял свои изделия на выставках в Петербурге (1829 г.,
1835 г.) и в Лондоне (1851 г.). Закрыт в 1851 г. |
В 18-м веке в России прославился Мальцевский стекольный завод. Он объединил
несколько заводов Орловской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Смоленской
губернии. Эти частные заводы соперничали с Императорским заводом, но их изделия
уступали по красоте отделки и художественному исполнению.Мальцовский завод (основан
купцом В. Мальцевым в Можайском уезде в 1723-25 гг.) один из первых начал производство
гравированного стекла. Сюжеты для гравировальных картинок заимствовались из
сборника "Символы и эмблематы" (Россия 1705 г).> |
Бахметьевский хрустальный завод
Бахметьевский завод основан в 1763 году А.И. Бахметьевым близ сёл Никольского и Пестровки Пензенского уезда. B XIX в. завод выпускал хрусталь с алмазной гранью, стекло.
С 1795 по 1822 год на заводе работал талантливый мастер Александр Вершинин. Славу мастеру принесли сервизы для императора Александра I и знаменитые стаканы-сувениры, меж двойных стенок которых помещались миниатюрные пейзажи, выполненные из бумаги, соломки, мха, коры.
В нач. XIX в. мастера достигли большого искусства в росписи стекла эмалями
и золотом. На Никольском заводе существовала специальная живописная мастерская,
возглавляемая потомственным мастером Петром Неупокоевым, где эмали придавали
предмету хрупкость и чистоту, а золото изысканную нежность. В восточном стиле
выполнены парные вазы в виде лампад для мечети, расписанные арабской вязью.
Дятьковский завод
Хрустальный завод в селе Дятьково Орловской губернии был построен М. В. Мальцовой
в 1796 г. Здесь делали посуду из цветного и бесцветного стекла, украшая гравировкой
и алмазной гранью, расписывая эмалью и золотом. Заказы завода выполняла известная художница Елизавета Бем. В коллекции представлены
забавные предметы, расписанные художницей: зелёный штоф и стаканчики с резвящимися
чертями, ковшик и маленькая мисочка, голубой кувшин из тушёного стекла. Сюжет
для росписи штофа и стаканчиков был заимствован из русского лубка XVII века.
Завод Гребенщикова
Первым майоликовым производством занялся завод Гребенщикова. Посуду этого завода отличают прекрасные синие рисунки на голубоватой эмали в стиле барокко. Опыт завода Гребенщикова имел огромное значение для дальнейшего развития русской керамики, в частности, для крупнейшего гончарного района России - Гжели. Пкельские мастера усовершенствовали заимствованную у Гребенщикова технологию. Они создали свои виды и формы изделий, самобытную роспись, освоили производство всех видов керамики. На крестьянских заводах выпускалась посуда из майолики, полуфаянса, фаянса и фарфора. Из майолики в XVIII веке делали как обиходные вещи - тарелки, чернильницы, кружки, так и более нарядные предметы - кумганы, кувшины, квасники со скульптурными фигурками на плечиках и затейливой росписью. Такого рода товар часто выпускался на заказ, для подарков и украшения праздничного застолья.
Завод братьев Корниловых
Завод братьев Корниловых был основан в 1835 году в Санкт-Петербурге. В начале деятельности здесь работали мастера, приглашённые с лучших русских заводов того времени - Императорского, Гарднера, Попова и др. Завод выпускал посуду очень высокого качества и заслужил право ставить на своих изделиях государственный герб. Императорскому фарфоровому заводу в лице учёного Д.И. Виноградова принадлежит слава открытия в XVIII веке секрета производства фарфора. Интересны чайник из сервиза для царской яхты "Держава" (арх. Монигетти И.А.), супница для императорской дачи в Ливадии.
Фарворовая империя Кузнецова
Империя М.С. Кузнецова, основавшего в 1889 году Товарищество по производству фарфорово-фаянсовых изделий, к концу века монополизировала эту отрасль промышленности. Владея седьмой частью заводов, Товарищество выпускало больше половины всей фарфорово-фаянсовой продукции в стране. Кузнецовский фарфор, как "европейский", так и "восточный", был ориентирован на любые запросы массового покупателя.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Кузнецовские заводы были удостоены Гран-При, стали поставщиками фарфора ко двору Его Императорского величества. Фарфоровые изделия декорировались росписью, печатным рисунком - деколью, золочением, цировкой, рельефом, крытьем. Сюжет для одного из декоративных блюд "Гусляры" взят с картины В.М. Васнецова.
Завод Гарднера
Завод Гарднера, возникший в 1786 году в селе Вербилки под Москвой, - первое крупное частное предприятие. На нем вырабатывались всевозможные фарфоровые изделия, в с 1829 года было освоено производство фаянса. Именно качество фаянсовой посуды, хорошая живопись и оригинальные орнаменты выделяет этот завод среди частных предприятий России. Хайтинская фарфоровая фабрика
Хайтинская фарфоровая фабрика основана в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом
и Филиппом Переваловыми. В начале прошлого века Хайтинский завод Перевалова
объединился с производством черемховского купца Щелку нова и стал называться
"Тов-во Перевалова, Щелкунова, Метелова". К началу XX века отличительным признаком хайтинского фарфора стала роспись
сдержанными красками: серый, голубой, фиолетовый, розовый или им вообще без
росписи; ни на одном фарфоровом изделии того времени нельзя найти ярко-зелёного
или пурпурного цвета, характерного для российского фарфора того же периода.
Применение рельефа на чашках и тарелках можно считать одной из особенностей
раннего хайтинского фарфора.
В 1920 г. предприятие Перевалова было национализировано и переименовано в
"Сибфарфор". Хайтинский фарфор становится "фарфором сибирским".
|