Домашнее прядение
Прясть на Руси начинали поздней осенью на новолуние и убывающую луну. Дочери
учились, наблюдая за матерями. Женщины, обучая прясть, приговаривали: «Пусть
веретено упадёт раз десять, не беда, на одиннадцатый раз не упадёт, рука научится
чувствовать, сколько нужно отщипнуть шерсти для нити, какой толщины будет нить».
Покраской нитей, как правило, занимались деревенские мастера. Домашние красители
делали из подмаренника (красный цвет), кусков железа и угля (чёрный).
С конца XIX века стали использовать фабричные анилиновые красители.
Овечья шерсть была основным источником для изготовления тёплой
одежды. Овец стригли два раза в год. Осенняя шерсть в отличие от весенней грубее
и не давала усадку. Поэтому из неё делали валенки, войлок, нитки для вышивки.
Шерсть сортировали, перебирали, взбивали или чесали.
Для прядения применяли прялки и веретёна. Самопрялки стали использоваться с
начала ХХ века. Из нитей вязали варежки, носки (без пяток) и многое другое,
ткали сукно, ткань для поясов, тесьму для украшения одежды. Готовые изделия
для прочности стирали в старолунье.
Половики ткали на ткацких станках в поперечную полоску (по утку), но иногда
изделия украшали несложными узорами из разноцветного тряпичного сырья.
Марийская поговорка гласит: «Ко йытыным ўда, тудо шортньым пога» («Кто сеет
лён, тот убирает золото»). Однако до середины XХ века в хозяйствах
предпочитали возделывать коноплю. В представлении крестьян
конопляный холст был прочнее, теплее, имел ворс и красноватый оттенок. Льняной
холст воспринимался сероватым.
В дореволюционной литературе есть упоминание об использовании крапивы
в прядении. Из крапивных волокон ткали свадебное покрывало невесты (вургенчык).
Крапиву собирали в глухих местах, где не было слышно пения петухов.
|