Дворянская гостиная
В период с 1876 по 1915 год произошли серьёзные изменения в жилищных стандартах
и семейных идеалах. Первый стандарт - эклектичный особняк (большая, внушительная
дворянская резиденция - главное здание усадьбы) с его изысканным декором, многочисленными
комнатами и домашним беспорядком - подвергся нападкам. Вместо этого архитекторы,
строители и феминистки выступали за более современный, прогрессивный и комфортабельный дворянский
дом.
Войдя в типичный эклектичный особняк, посетитель сталкивается с парадным холлом,
обычно шириной от 1.5 до 2.5 метров и длиной от 3.5 до 6 метров, или значительно
длиннее, если он тянется вдоль всего дома. Его декор указывает на характер как
жилища, так и его обитателей. В книгах по декорированию рекомендовались яркие
цвета, дадо и перила, а также ручная роспись по трафарету или обои. В большинстве
парадных залов до 1900 года была лестница на второй этаж.
В полностью меблированной прихожей стояли вешалка для одежды, стулья для прихожей
и устройство для приёма открыток. На вешалке в прихожей красовались предметы
домашнего обихода (шляпы, пальто, зонтики). Здесь беспорядок был в порядке вещей.
У стойки в этой своеобразной небольшой гостиной часто были стулья, на которых
посыльные, адвокаты и неожиданные посетители отдыхали в ожидании, пока к ним
не выйдет хозяин или хозяйка. Иногда сюда ставили другую мебель, например, диваны
с кожаной обивкой или один прямой стул сбоку.
В больших домах также были задние залы и черный ход (для прислуги). Архитекторы
часто отделяли парадную гостиную от задней части дома реальным или символическим
барьером - "дверью, более низким потолком, более узким проходом или изменением
настенного или напольного покрытия", - таким образом отделяя формальное от функционального.
Эти два прохода разделяли ежедневное движение: шумные дети и слуги находились
в задней части здания, а взрослые и посетители - в передней, в гостиной; обычные
хозяйственные работы, такие как переноска грязного белья или вёдер для помоев,
выполнялись только в задней части дома, в то время как для драматических спусков
для встречи с членами семьи и гостями требовалась парадная лестница.
Мужчины и женщины знали, где им сидеть, поскольку мебель для гостиной отличалась
от другой мебели. Стулья для мужчин были похожи на троны, выше, чем для дам,
и с подлокотниками. У дамских стульев не было подлокотников (отчасти для того,
чтобы уместить их пышные юбки), и они были спроектированы с учётом требований
эпохи к осанке женщин - сидеть прямо, подальше от спинки стула, сложив руки
на коленях. Дети обычно сидели на боковых стульях.
Напротив холла, за закрытыми дверями и задёрнутыми шторами, находилась главная
достопримечательность эклектичного дома: гостиная, которую иногда называют "первой
гостиной", "парадной гостиной" или "парадным залом".
Дворянские гостиные того или иного типа "лучшей комнаты" выходили
за рамки социального класса, экономического статуса или географического положения.
Они служили сценой для проведения особых домашних мероприятий (бракосочетаний,
поминок, визитов священников, балов, дворянский приёмов праздников), хранилищем
ценных семейных ценностей и выставочным пространством, на котором хозяйка дома
демонстрировала свои (и, по ассоциации, семейные) художественные способности
и культурную утончённость.
Дизайнеры создали особую форму мебели - этажерку - для размещения многочисленных
статуэток, растений, произведений искусства, семейных реликвий и безделушек,
которые обычно выставлялись на пьедесталах и каминных полках.
В условиях расширяющегося потребительского выбора предметы интерьера появлялись
и исчезали как никогда раньше, что привело к необходимости использования чердаков
и подвалов.
А вот в гостиной дома рабочего класса обычно стоял мягкий кухонный гарнитур
(кресло для леди и джентльмена и, возможно, приставные стулья), стол в центре
с драпировкой и ковровое покрытие от стены до стены.
Интерьер дополнялся мебелью, полками для всякой всячины и громоздким шифоньерам.
Несмотря на то, что загородные дворянские гостиные были хорошо оборудованы,
их использование было ограниченным. Богатые помещики и дворяне ели в столовой,
а не в гостиной. В 1850-х годах зарубежная прогрессивная сельскохозяйственная
пресса начала длительную кампанию по превращению редко используемой дворянской
гостиной в уютную семейную комнату. Как показал один историк сельского хозяйства,
после 1880 года процент помещичьих усадеб, в которых не было отдельных рабочих
кабинетов, значительно возрос, особенно после того, как стало популярным создавать неформальные гостиные.
В загородных гостиных также могла быть кровать, поскольку рабочие комнаты часто
используются в качестве спален. Такими спальными местами могут быть складные
кровати, которые днём можно хранить в другом месте, или стационарная деревянная
кровать, застеленная пуховыми одеялами. Например, образованный русский дворянин
мог допоздна работать в гостиной, и оставаться здесь спать, чтобы не подниматься
наверх в спальню и не тревожить супругу.
Культ камина в среде среднего класса в городе возник одновременно с центральным
отоплением и отчасти благодаря его практичности. Камин в колониальном стиле,
получивший широкую огласку в модных журналах, вернулся в гостиную среднего класса,
где его стали украшать романтическими уголками, выложенными яркой плиткой. Камины
с искусной резьбой, некоторые из которых были выполнены из мрамора, но большинство
из окрашенного и тиснёного дерева, служили в городских и пригородных салонах
ритуальным центром. Однако наиболее практичной оставалась угловая печь, выложенная
красивыми изразцами.
Украшенные резьбой и галереями каминные и печные полки стали местом для демонстрации
небольших скульптур, ваз или предметов интерьера в стиле шинуазри.
В гостиных среднего класса потолок мог быть простым, стены - оштукатуренными
или оклеены менее вычурными обоями, а ковёр - более дешёвым и прочным. Ещё один
круглый или овальный стол в гостиной может быть предназначен для семейных занятий.
В отличие от официальной гостиной, вторая гостиная была больше ориентирована
на детей. Из-за своей близости к кухне эта комната иногда служила детской.
На рубеже веков её иногда называли детской игровой комнатой или семейной комнатой.
Здесь семья развлекалась чтением, настольными играми или пением под аккомпанемент
пианино.
|