Плёс > Исаак Левитан
Исаак Левитан в Плёсе
Известно, что в первые дни пребывания в Плёсе Левитан написал эту церковь с
погостом в свете заката. Несколько лет спустя он написал картину "Над вечным
покоем" (1894). Его привлекли огромные просторы воды и неба на озере Удомля
под Вышним Волочком
в Тверской губернии. По словам Софьи Петровны, "местность и вообще весь мотив
целиком был взят с натуры... Только церковь была в натуре другая, некрасивая,
и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плёса".
Левитан приезжал в Плёс еще два летних сезона в 1889 и 1890 годах. Уже после
первого приезда его работы, представленные на столичных выставках, привлекли
всеобщее внимание.
О нем заговорили, и уже не как о подающем надежды, а как о состоявшемся талантливом
художнике. Популярный слоган совершенно справедливо отражает дальнейшее развитие
событий "Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс". На основе плёсских
сюжетов художник создал более 20 выдающихся произведений, среди них хрестоматийные,
с детства известные каждому "Над вечным покоем", "Свежий ветер. Волга", "Березовая
роща", "Золотая осень. Слободка"...
Всего за три сезона Исааком Ильичем в Плёсе создано около 200 этюдов, рисунков,
набросков, не считая уже упомянутых крупных произведений, а все вместе это составляет
около одной десятой части его творческого наследия. За довольное краткое время
пребывания в Плёсе художник досконально изучил город и окрестности. Трудно найти
в городе уголок, который бы не вошел в ту или иную его картину. В долине реки
Шохонки написана "Осень. Мельница" (1888). Успенский собор и разрушенная в 1950-х
годах Казанская церковь - в работах "Вечерний звон" (1892) и "Тихая обитель"
(1890); березовая роща на Шарихе, именуемая ныне Левитановской, - одноименная
картина; Варваринская церковь и особняк купцов Грошева и Подгорнова - "Вечер.
Золотой плёс" (1889), набережная - "После дождя. Плёс" (1889) и, конечно же,
Волга, Волга и Волга во множестве произведений. Река, которая произвела на художника
при первом знакомстве в 1887 году в Васильсурске угрюмое, гнетущее впечатление,
в Плёсе стала источником жизнерадостных, ярких, светлых работ. Даже пасмурные,
хмурые на первый взгляд волжские пейзажи Левитана, как, например, "После дождя.
Плёс", дышат свежестью, дают ощущение произошедшего в природе обновления, вселяют
уверенность, покои и надежду.
Результатом чего являются эти работы - только ли мастерства и настроения художника?
Каждый, побывавший хоть раз в Плёсе, с уверенностью скажет, что в этом удивительном
городке начинаешь по-новому воспринимать окружающее. Привычные ощущения становятся
яркими и свежими, как в детстве, и одновременно сложными многогранными, наполненными
глубоким смыслом. В Плёсе у И.И.Левитана, С.П.Кувшинниковой, А.С.Степанова вскоре
появляются хорошие знакомые, с которыми они ходят на охоту, ездят на пикники
на левый берег Волги. Особенно близко Левитан сошелся с учителем городского
училища Петром Ивановичем Альбицким, купцами Иваном Федоровичем Фомичёвым и
Иваном Николаевичем Смирновым. Пройдут годы, и племянник И.Н.Смирнова - Николай
Павлович Смирнов, сын последнего плёсского городского головы, станет видным
советским писателем, редактором, первым буниноведом, автором самой известной
художественной книги о Левитане - "Золотой Плёс". Через всю свою жизнь Николай
Павлович пронес любовь к своей "малой родине". Проживая в Москве, он часто бывал
в Плёсе, но свой родной дом мог видеть только со стороны. В 1920-х годах семья
Смирновых, будучи не в состоянии оплачивать колоссальный налог на имущество,
налагавшийся на представителей "эксплуататорских классов", покинула родовое
гнездо. Дом дошел до нашего времени, и есть надежда, что в нем скоро разместится
мемориальный музей писателя.
Левитан провел в Плёсе всего три сезона, но вслед за ним сюда потянулись художники,
представители творческой интеллигенции. Здесь работали многие его друзья - А.М.Корин,
В.В.Переплетчиков, МХАладжалов, В.Н.Бакшеев, САВиноградов. Побывали здесь и
такие живописцы, как И.Е.Репин, Ф А. Васильев, В.В.Верещагин. Известность города
в Москве растет.
|