Выставка «Оперные роли Ф. И. Шаляпина» рассказывает об одной из самых замечательных
страниц в истории русского музыкального театра.
Искусство Ф. И. Шаляпина неотрывно связано с «серебряным веком» русской культуры.
Стремление к поэзии и красоте, гармонии слова и музыки, празднику красок, глубине
чувства нашли отражение в музыке Рахманинова, живописи Коровина, балетах Фокина...
Эстетика этой эпохи ярко проявилась и в творчестве севца.
О Шаляпине говорили и писали, как о «поющем актере». Его великолепный драматический
талант сочетался с необыкновенным музыкальным даром. Голос певца — basso с ant
ante — отличался богатой интонационной палитрой, полнотой звучания, передавал
сложнейшие движения человеческой души.
Уникальные материалы выставки из фондов музея Музыкальной культуры им. М.
M. Глинки, Театрального музея им. А. А. Бахрушина и музея Большого театра представляют
творческую мастерскую певца: старинные фотографии, театральные эскизы декораций
и костюмов русских художников, оперные костюмы, афиши и программы Особое место
среди них занимают мемуары Ф. И. Шаляпина «Маска и душа», изданные ори жизни
артиста в Париже в 1932 году. По словам
автора, эта книга «стремится быть аналитической биографией моей души и моего
искусства». Она является своеобразным путеводителем выставки: от роли к роли
«звучит голос Шаляпина, раскрывая каждый сыгранный им образ изнутри, и показывая
нам редкий дар певца пережить судьбы своих героев: "Это все не театральные
маски, а человеческие жизни», — отзывался Б. Асафьев о Шаляпине в операх М.
П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова. Партия Бориса Годунова в одноименной
опере Мусоргского — высочайшая художественная вершина певца. Подлинные фотографии,
представленные на выставке, сохранили различные оттенки игры великого артиста.
Поэзия Пушкина вдохновила артиста на создание целой галереи оперных портретов
— царя Бориса и монаха Нарда в ив. Мельника и Фар лафа, Алеко и Сальери На музыкальных
собраниях в доме Н. А. Римского-Корсакова Шаляпин пел «Скупого рыцаря» Рахманинова,
«Каменного гости» Даргомыжского, один исполнил всего «Моцарта в Сальери».
Сдержанный на похвалу Римский-Корсаков высоко оценил игру певца и в другой
своей манере, отмечая его невероятный» успех в «Псковитянке». Вся роль Ивана
Грозного строилась артистом контрастно. Он подчеркивал в ней необузданность
характера, фанатизм, ханжество и в то же время трагедию отца, потерявшего дочь.
«Шаляпин не был на сцене, был оживший Грозный»,
— вспоминал К. А. Коровин. В репертуаре певца заметная роль отводилась и произведениям
зарубежной классики. Мефистофель и Дон Кихот, Дон Базилио и король Филипп стали
вкладом в золотой фонд оперного исполнительства. Над образом Мефистофеля Шаляпин
работал в течение всей своей творческой жизни. Он видел его не изящным французским
кавалером, как было принято изображать этот персонаж, а «символом земных дел,
людских страстей», Дон Базилио Шаляпина одновременно и «смешон и жуток». Это
плод воображения художника, его тонких жизненных наблюдений.