Советский текстиль
Советское пропагандистское текстильное искусство – искусство, рождённое революцией.
Великая Октябрьская социалистическая революция стимулировала развитие всех видов
искусства и оказала сильное влияние на текстильное оформление. Общее вдохновение
художников, их взгляд в будущее, выраженный в стремлении донести идеи и сроки
до каждого работника. Сотни тысяч метров тканей были украшены изображениями
массивных пятиконечных звёзд, самолётов, локомотивов, мачт электропередач, электрических
лампочек.
Ранее не встречавшиеся в текстильной иллюстрации сюжеты и острое композиционное
решение резко выделили новый узор среди традиционных декоративных изделий. Он
был заметен, привлекал внимание, давал пищу для размышлений и даже споров. Он
был, что называется, социально активным. Рисунки этого направления стали называть
пропагандистским текстилем, или “агит-текстилем”. Сегодня он занял достойное
место в истории советского искусства. На самом деле советский пропагандистский текстиль часто участвовал в художественных
выставках. Ткани конца 1920-х годов демонстрировались на выставке “Москва-Париж.
1900-1930”, получившая восторженную оценку британской публики на выставке советского
искусства в Оксфорде и Лондоне в 1985 году. Это только начало, так как художественный
текстиль – один из самых обширных видов декоративно-прикладного искусства, и
его наследие постоянно обновляется.
На самом деле искусство, рождённое революцией, создавалось талантами и руками
молодых художников. Подавляющее большинство из них были студентами или только
что окончили первое советское высшее художественно-техническое училище искусств.
Студенты – члены текстильной секции Объединения молодёжного объединения художников
революционной России искренне верили в преобразующую роль искусства, и новый
текстильный узор не возник бы без их страстной поддержки социалистического строительства.
Трансформация орнамента тканей стала для них программной задачей.
До 1917 года рисовальщики орнаментов были закрытой группой художников, не входивших
в художественные объединения и изолированных от общего развития искусства. Работодатели
относились к ним так же, как, например, к приказчикам мануфактур, не признавая
их художниками. Поэтому активное участие первой советской творческой фабрики
молодёжи в решении политических задач, поставленных партией, было ещё и самоутверждением
текстильщиков как творческих личностей.
Действительно, с середины 1920-х годов ткани участвуют в художественных выставках
наравне с живописью, а их тематика прописана в договорах творческих объединений.
Принцип равенства искусств, заложенный при зарождении Советской власти и основанный
на подготовке художников, принёс свои плоды. Тщательный анализ имеющихся в музейных
коллекциях образцов текстиля показывает, что, несмотря на трудные для нашей
страны годы, уровень рисования молодых исполнителей был высоким. А уверенность недавних выпускников университета основана на опыте блестящего
преподавательского состава. Глубокая, всесторонняя и специализированная подготовка
позволяет молодым художникам осваивать изображения любой формы, брать мотивы
орнаментов непосредственно из окружающей действительности, а не из исторических
или зарубежных образцов. В основу мотивов были положены выверенные веками композиционные
схемы, а качество исполнения не уступало дореволюционному.
Однако, если главным принципом старой орнаментики считалось “дарить ощущение
спокойствия и удовольствия”, то особенностью новых советских сюжетов, изображённых
на текстиле, стало динамичное, выразительное движение. Слова “развитие”, “движение”,
“рост” были тогда у всех на устах. Это повлияло на необходимость вывести страну
из хаоса, строить, ставить рекорды, и ткань должна была соответствовать ритмам
быстро меняющейся жизни.
«Пора торопиться». Повторяющийся сюжетный мотив и его чёткая читаемость
воплощали чувство общности. На текстиле – движущиеся автомобили, дымящиеся фабрики,
вращающиеся колеса, спортсмены, занимающиеся бегом и плаванием. Люди и оборудование,
задействованные в строительстве социализма, жили, стремились к цели. Прямая
связь с современностью – важность демократических завоеваний начального этапа
советской текстильной школы.
Также ажурный орнамент лишён растительного характера изображений. Цветы на тканях
соприкасались с пышным цветочным декором в интерьерах домов богачей и выпадали
из сферы внимания как атрибуты среднего класса. Слово “цветы” использовалось
в негативном смысле. Сейчас нам уже трудно это понять, но тогда это было само
собой разумеющимся. Геометрия во всех более или менее сложных орнаментальных
мотивах носила стилистический характер.
На самом деле, образ жизни требовал новых видов одежды, которые только начинали
развиваться. До революции никто всерьёз не занимался дизайном одежды для простых
рабочих. Агитационный текстиль подчеркнул необходимость обращения к этим тканям,
особенно к созданию клуба работников сферы интерьера.
Строительство первого советского клуба позволило спроектировать достаточно целенаправленную
ткань, и этой задаче был посвящён ряд дипломных работ выпускников художественного
факультета Московского текстильного института, выполненных в начале 30-х годов.
Как, например, декоративная ткань “Лесорубы” студентки Л. Жаворонковой.
Советский костюм различного назначения медленно входил в обиход русского крестьянина.
Орнаментация часто не принималась во внимание при пошиве. Однако новый, тонко
проработанный рисунок, выполненный на тканях платья, мог существовать без ущерба
для одежды городских и сельских тружеников.
Второстепенные рисунки, включая изображение серпа и молота, серпа и колосьев
пшеницы, молота и наковальни, даже индустриальные мотивы на белом или цветном
фоне, смотрелись в изделиях прежде всего как ритмичное заполнение плоскости,
и сократить дефицит текстиля в те времена не составляло труда.
Прошло много времени, жизнь изменилась, но советский пропагандистский текстиль
по-прежнему не утратил актуальности. Более того, интерес к этому явлению в искусстве,
его востребованность растли на протяжении десятилетий. В советское время каждое
крупное международное общественно-политическое или спортивное мероприятие редко
проходило без специально посвящённого этому событию текстиля.
Рубашки, футболки, куртки с изображением пяти олимпийских колец, велосипедов,
автомобилей и надписями пользовались популярностью и охотно покупались. Так
это было в дни Московской Олимпиады и XII Фестиваля молодёжи и студентов.
Молодые люди во всем мире, чтобы выразить свои взгляды на общественное устройство,
культуру, носили одежду с различными символами в повседневной жизни. Это эмблемы
университетов, институтов, клубов, названия студенческих строительных отрядов
и другие символы и изображения. Фигурку голубя со словом “мир” на разных языках
много лет использовали сторонники мира по всему миру. Само по себе существование
таких изображений на одежде не вызывало удивления и воспринималось как нечто
само собой разумеющееся.
Конечно, в отличие от 1920-х годов современное развитие теории и практики художественного
дизайна и возросшая мощь швейных компаний позволяют создавать очень точные эскизы
к любому конкретному платью. Открывались возможности создавать ещё более острые
и сложные образы, нереальные в довоенный период из-за отсутствия передовых технологий
моделирования массовой одежды.
Первые образцы советского текстиля показывают, как это работает. Изображения
на ткани, как мы теперь видим, являются не только украшением, но и выражением
идеалов общества. Молодые люди наиболее восприимчивы к изменениям в жизни, одежде,
и их роль в создании новых моделей трудно переоценить. Опыт показывает, что
именно они при поддержке Комсомола стали пионерами в области новых украшений
для одежды, особенно у пропагандистских фигур высокого гражданского характера.
|