Музеи Кирова
> Кировский художественный музей
Кировский художественный музей
5 (18) декабря 1910 в г. Вятке торжественно открылся первый на всем севере
и северо-востоке России художественно-исторический музей. Его основатели –
члены созданного в 1909 году Вятского художественного кружка, в частности
А.М. Васнецов и С.А. Лобовиков. Проведя большую организационную работу, они
собрали 38 произведений крупнейших русских мастеров, которые и вошли в первую
экспозицию музея. С годами коллекция пополнялась. В 1920-е годы огромную роль
в ее формировании сыграл уроженец вятского края, известный критик и теоретик
искусства Н.Г. Машковцев. Работая в Москве в Наркомпросе, занимаясь организацией
музейного дела в периферийных городах страны, он целенаправленно комплектовал
коллекцию музея любимой Вятки. Благодаря Н.Г. Машковцеву из разных источников,
но прежде всего из Государственного музейного фонда в Вятку поступали ценнейшие
работы мастеров отечественного и зарубежного искусства. Сейчас в собрании
музея свыше 17000 произведений разных по видам, жанрам, техникам исполнения.
Весомое место в этом собрании занимают работы мастеров Древней Руси – иконы,
лицевое и орнаментальное золотное шитье, мелкая пластика, рукописные и печатные
книги.
Самым полным и значительным в коллекции является отдел русского искусства
ХУШ-ХХ столетий. В нем целое созвездие ярких творческих индивидуальностей
— В.А. Боровиковский. К.П. Брюллов, В.А. Тропинин, Е.И. Репин, В.М.
и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.А. Пластов, А.М. Герасимов,
множество других авторов с мировым именем.
Есть в музее и отдел зарубежного искусства, в котором представлены выполненные
в ХУ1-Х1Х веках произведения мастеров Италии, Франции,
Германии, Голландии, Фландрии, ряда других стран
Западной Европы.
С 1989 года музей носит имя уроженцев вятской земли выдающихся русских художников
В.М. и А.М. Васнецовых. В настоящее время Кировский художественный музей имени
В.М. и А.М. Васнецовых — один из крупнейших по коллекции областных музеев
России и один из ведущих центров культурной жизни города.
Картины
В основе коллекции — произведения, поступившие большей частью в 1910 — 1920-е
годы из Государственного музейного фонда, частных коллекций и как дары — от
меценатов и художников. Сегодня музей насчитывает свыше пятнадцати тысяч экспонатов
и располагается в двух зданиях в центре города — старом купеческом особняке
начала прошлого столетия и в пристроенном к нему в 1991 году новом здании.
В музее представлены достаточно полные коллекции живописи, скульптуры, графики,
декоративно-прикладного искусства. В особо ценный фонд выделяются произведения
Древней Руси XTV — XVII в.в. — иконы, мелкая пластика, лицевое и орнаментальное
золотное шитье. Жемчужинами собрания также считаются полотна XVIII — первой
половины XIX в.в.: портреты Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, В.
Тропинина, А. Венецианова, пейзажи С. Щедрина и A. Боголюбова, мариниста-романтика
И. Айвазовского.
Произведения художников-передвижников В. Перова, B. Васнецова, В. Поленова,
В. Сурикова, И. Репина, И. Шишкина, Ф. Васильева и других известных мастеров
составляют коллекцию, в которой каждая из работ может быть названа ключевой
для художника в том или ином периоде его творческой деятельности. «Нищие певцы»,
например, — первый шаг В. Васнецова в работе над жанром; «Вошли на Голгофу»
B. Поленова — одна из кульминационных картин в серии «Из жизни Христа»; этюд
«Юродивый» В. Сурикова — определенный этап в создании образа к картине «Боярыня
Морозова». Несомненной ценностью обладает и поэтический пейзаж Ф. Васильева
«Рассвет», а если учесть, какое небольшое наследие оставил нам этот рано ушедший
из жизни художник, то понятно будет, как важна данная работа для творчества
мастера.
Коллекция картин конца XIX — начала XX в.в. также отличается полнотой художественно
значимых произведений, отражающих характерные явления в развитии русского искусства
на рубеже столетий. Новаторские тенденции в пейзажной живописи были определены
крупнейшим объединением этого времени — «Союзом русских художников». Живописно-пластические
и тематические искания, стремление увидеть «отрадное» непосредственно в русской
природе, культуре народа нашли свое выражение в пейзажах И. Левитана, В. Серова,
К. Коровина, А. Васнецова, С. Жуковского, C. Виноградова, Л. Туржанского и других
авторов. Связано это время и с художественными открытиями таких объединений,
как «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Утонченно-изысканные
работы А. Бенуа, К. Рериха, К. Богаевского, Н. Крымова, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова
и произведения с полнокровной, материальной живописью ГГ. Кончаловского, Н.
Гончаровой, М. Ларионова, И. Машкова завершают раздел живописи до 1917 года.
Добавим сюда коллекцию скульптуры, уровень которой определяют работы известных
мастеров XVIII — начала XX в.в. — Ф. Шубина, Н. Пименова, Е. Лансере, А Голубкиной,
П. Трубецкого.
Русское искусство после 1917 года также представлено в поэтапном развитии:
произведения двадцатых-тридцатых годов, периода войны, сурового стиля и скомплектованная
в последние годы коллекция современной живописи и скульптуры, включающая в основном
мастеров московской школы.
Наиболее значительным по количеству и разнообразию экспонатов является собрание
декоративно-прикладного и народного искусства. Здесь и лаковая миниатюра, и
резная кость, и художественное стекло, и фарфор, но особое место занимают предметы
вятских народных промыслов: дымковская игрушка, народное ткачество, вышивка.
Часть коллекции музея включает произведения западноевропейского искусства
— это живопись и гравюра, а также не-сколько скульптурных работ мастеров различных
художественных школ от эпохи Возрождения до начала XX века.
Музей живет и развивается. Несмотря на все превратности судьбы, его собрание
пополняется новыми произведениями. Специалисты музея ведут исследовательскую,
хранительскую, реставрационную и просветительскую работу. Музей имеет свой выставочный
зал, где устраиваются экспозиции из коллекций других музеев, а также выставки
современных художников, в том числе и вятских.
Выставка
Выставка, открывшаяся в залах Кировского художественного музея, предлагает
вниманию зрителей произведения художников разных эпох, открывающих нам принципы
и идеи, сменяющие друг друга в поисках художественного образа на каждом новом
витке времени. В этом процессе важна роль создателя, в сознании которого постоянно
взаимодействуют идеи и творческое воображение, являющиеся основой становления
образа и его интерпретации. Художник, обращаясь к реальной личности, в её изо-бражении
следует своим представлениям, он создаёт образ, в котором проявляется определённая
степень познания глубинной сущности человеческого индивида.?
Объединив в одном пространстве разные по времени создания произведения, мы
стремились показать, что в решении проблемы воплощения образа человека в искусстве
художники опирались на свои знания, культуру, понимание реального мира, сохраняя
индивидуальность в творческом процессе и «автономность в искусстве».
Неважно, какому направлению автор отдаёт предпочтение, в этом проявляется
широта его культурного самосознания. Важно другое. Художественный образ наполнен
многими смыслами, которые могут быть прочитаны и оценены разными людьми по-своему,
что зависит от жизненного опыта, фантазии, системы усвоенных ценностей, то есть
от «собственной меры вещей».
Данная выставка позволит задуматься, что в контексте ежедневной суеты человек
отчуждается от культурного и духовного наследия, растрачивая себя, теряя свою
индивидуальность, самое поразительное, развивая способность к мимикрии. Размываются
критерии, происходит уподобление обыденному и привычному. Надеемся, что при
восприятии произведений зритель проявит интеллектуальные и духовные усилия и
сможет уловить связь во времени человека с человеком, с культурным прошлым и
ощутить свою личную сопричастность с настоящим.
|