Ткань пестрядь
К концу XIX века благодаря удобству изготовления тканей из готовой пряжи и
влиянию тюркского населения среди восточных марийцев особую популярность получила
пестрядь (олача вынер, кезе вынер). Известно 44 разновидности пестрядинной ткани
в восточно-марийском наречии. Её цветовая гамма была яркой и насыщенной: красный,
малиновый, жёлтый, голубой, зелёный и др. Однако существовал запрет на подобную
одежду во время молений, жертвоприношений, поминок и других обрядов, куда ходили
только в белой холщовой одежде
Пестрядинное ткачество у поволжских групп мари было мало распространено. Холсты
такого типа были тёмной расцветки в полоску или в клетку. Полосатая ткань использовалась
для изготовления мужской одежды, в клетку - для хозяйственных нужд (пологов,
наволочек, наперников, подклада верхней одежды и т. п.). Синяя и серая пестрядь
с белой полоской использовалась для мужских штанов. Ткань в крупную и мелкую
клетку, кроме бытовых нужд, использовалась для детской и мужской одежды.
Марийский национальный костюм из пестряди богато украшался вышивкой, которая
имела защитную, декоративную, информационную функции. Каждый элемент марийской
вышивки имеет особое значение. На каждом костюме обязательно присутствовал родовой
знак. Мотивы: растительные, зооморфные, антропоморфные. Знаки на мужской и женской
одежде отличались по смыслу.
Женская одежда украшена более сложной вышивкой, чем мужская. Основной цвет
в национальном костюме народа мари белый, а основной цвет вышивки: красный и
все его оттенки, дополнительные цвета - синий, чёрный, зелёный.
|